Сегодня, 5 января Театр им. Ленсовета играл «Малыша и Карлсона».
Сегодня, 5 января исполнялось 30 лет со дня, когда на сцену этого театра в этой роли вышел Александр Новиков.
Спектакль родился 6 декабря 1969 года, так что сейчас те, кто были тогда детьми, приводят своих внуков, чтобы испытать счастье возвращения, счастье вечного, стабильного, чего-то не меняющегося… Прикиньте, скоро «Малышу и Карлсону» стукнет 55 лет… Люди возвращаются в свое детство и юность. По нынешним временам — очень важно…
Александр Новиков (Карлсон). 1993. 2023.
Фото — личный архив А. Новикова.
«Тридцать лет на елке в роли Снегурочки» — острил когда-то кто-то из советских юмористов. Ничего смешного! Пожалуй, нет ленинградца-театрала, который бы не видел этого спектакля Норы Абрамовны Райхштейн. В трехлетнем возрасте и Саша Новиков «был тут» — и это первый в его зрительской жизни спектакль. Малыш не предполагал тогда стать на 30 лет Карлсоном, сменив Анатолия Равиковича и Евгения Филатова…
Сегодня, 5 января в 11:00 я была в зале Ленсовета.
Спросите меня — я-то зачем?
А я шла ностальгировать, за чем же еще? Я помнила много Малышей. И уникального поющего хулигана Алисы Фрейндлих (очень скоро после премьеры спектакль стал идти вечерами, дуэт был шедевром). И Галину Никулину. Как я любила ее «маленького принца», задумчивого и мечтательного Малыша… Кажется, сестру Машу я водила именно на Никулину. А вот сестру Наташу в конце 70-х — уже на Равиковича-Мазуркевич. Мы сидели в служебной ложе рядом с маленькой девочкой, которая в какой-то момент заплакала и закричала: «Папа, не обижай маму!» Это была Лиза Мазуркевич, по возрасту которой (а также по возрасту моей сестры) мы можем точно вычислить дату того спектакля: 1977). С сыном Митей мы видели Елену Руфанову и Светлану Письмиченко…
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
А дальше был замечательный праздник — юбилей спектакля. В 1999, в честь 30-летия (боже, прошло четверть века?!!) на сцену вышли все Малыши и все Карлсоны, и Фрейндлих в шортах так неслась из кулисы в кулису, что сломала себе палец о портал — такой огнедышащий вечерок выдался тогда.
В общем, тоска по Ленинграду и молодости, а также любовь к большому артисту Новикову и профессиональное любопытство — каким может стать спектакль через полвека — подняли меня с дивана и посадили в зал с 11 утра. Мне мерещилась Лариса Леонова, неизменно игравшая Фрекен Бок до самой смерти, я неуверенно спрашивала сидевшую рядом Ларису Луппиан: ведь правда Филле и Рулле играли Пузырев и Заморев? «А Пелле был Зорин…» — отвечала Лариса, и мы понимали, что представляем из себя археологических ископаемых.
Зал был тих, детишки сидели и смотрели внимательно, что свидетельствовало: когда-то Райхштейн соорудила перпетуум мобиле… Я, честно сказать, скучала от некоторой внутренней ветхости, спектакль не зажигал новыми талантами искры воспоминаний о талантах прежних (я красиво сказала, нет? Просто как в 19 веке).
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Спектакль казался ветхим, пока не появлялся Александр Новиков. Новиков, приобретший опыт дяди Вани, Порфирия Петровича, текущего недоброго дня… И его Карлсон был недобрым клоуном и, в общем, имел гротесковые черты Войницкого. Карлсон в Швеции совсем не герой, вернее, герой отрицательный. Карлсон-Новиков выходит такой обаятельной, но не очень веселой разрушительной силой, вторгающейся в дом: крушит, ворует — и все как-то не шаловливо, а довольно брутально. То ли от одиночества, то ли от охоты поразрушать. Его действия и его драматический взгляд — явно не детского свойства, он не веселый бог игры, а невеселый клоун эпохи всеобщей агрессии.
Я слушала наизусть знакомые песни, смотрела на малознакомых молодых исполнителей и думала — какие же эпохи пронеслись сквозь этот шведский домик, в который когда-то прилетел добрый и сострадательный Карлсон Анатолия Равиковича…
Говорят, «Малыш и Карлсон» будет идти здесь всегда. Как «Синяя птица». Летучие особи наиболее живучи в наших широтах…