Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Легенда о даме былых времен

Лилия Шитенбург ,- «Город», 2004, № 46 , 20 декабря

Юбилей Алисы Фрейндлих не стал очередным проходным мероприятием. Она не позволила. Немного найдется актрис, от которых всегда, независимо от возраста, ждали и будут ждать крупных художественных жестов, так называемых «творческих свершений». Фрейндлих свершает положенное и прибавляет сверх того. Собственно, это «сверх» и зовется искусством.
Ее возвращение (пусть на один только спектакль) в театр имени Ленсовета - жест, исполненный необыкновенного изящества. В сегодняшнем сценическом мире дом на Владимирском проспекте - один из городских театров со своей славной историей, Алиса Бруновна Фрейндлих - выдающаяся актриса в труппе БДТ. Так сложилась судьба - для каждого по отдельности. А вот вместе они - легенда. Настоящая легенда, не нынешним мнимостям-однодневкам чета. 
В этом театре Фрейндлих может позволить себе все - стены помогут, поможет зал, кажется, специально рассчитанный именно на ее голос. Голос Нины Ольхиной звали когда-то «виолончельным». Фрейндлих - не то, ее голос, скорее, «клавесинный», с легчайшей хрипотцой благородного инструмента, способного заменить собой целый оркестр. В тот вечер, напоив чаем с вареньем президента, актриса отправилась в театр играть свой «хорошо темперированный клавир».
«Позволить себе все» - об этом легко говорить, особенно в пылу юбилейных комплиментов, но на деле исполнить все же рискованно. Великая Алиса, празднуя семидесятилетие, решила не щеголять неправдоподобными театральными бриллиантами, не надевать кринолинов, не участвовать в излюбленных пьесах для немолодых актрис - «Смехе лангусты» (про Сару Бернар) и «Гарольде и Мод» (про любовь юноши к бабушке). Фрейндлих не нужно никого убеждать (в том числе и себя самое) ни в своем таланте, ни в своей женственности (выглядит, кстати, превосходно). Она вышла на сцену в сереньком спортивном костюмчике с розовым шарфиком. Сказала, что звать ее Оскаром и что ей десять лет. Вот вам.
Эрик-Эммануэль Шмитт, написавший пьесу «Оскар и Розовая Дама» (поставленную Владиславом Пази в бенефис актрисы), обыкновенно повествует о возвышенном и всегда был и остается сентиментальным, слащавым и буржуазным до мозга костей. Все это вместе, совокупно с чисто французской гладкописью стиля, производит впечатление исключительной респектабельности. «Оскар и Розовая Дама» - добрая история об умирающем от рака ребенке, да еще с подзаголовком (отражающим структуру пьесы) «четырнадцать писем к Богу» - была бы решительно невозможна, попросту несносна. Если бы не Фрейндлих. 
Будучи живым образчиком чувства меры на сцене, Алиса Фрейндлих вполне способна самостоятельно устанавливать рамки дозволенного. Если она - своим сценическим существованием - доказывает, что приписываемый обреченному мальчику претенциозно-искусственный текст находится в границах художественного вкуса, - значит так и есть. И точка. Никому не советую повторить опыт великой актрисы. Просто есть мастера, владеющие даром превращать сиюминутное в классическое прямо на ваших глазах.
Мальчик Оскар по кличке Лысый (химиотерапия) доживает свой короткий век в больнице после неудачной операции. Дружит с товарищами по несчастью - Эйнштейном (голова большая - раздута от водянки), Копченым Салом (обширный ожог) и т.д. Не понарошку влюбляется в юную Пегги Блю - девочку «с голубой кожей» (заболевание крови). Посещения дамы из благотворительного общества (той самой Розовой Дамы) вырастают в искреннюю дружбу, настоящий духовный контакт. По ее совету мальчик начинает писать письма Богу, чьего визита ждет со дня на день. Не стоит и говорить, что Алиса Фрейндлих совершенно восхитительно, ни на секунду не забывая об «отстранении», пользуясь актерскими средствами «не собственно прямой речи» играет и мальчика, и Даму (старая фантазерка сочиняет невероятные истории для своего любимца), и всех этих несчастных эйнштейнов и голубых девочек (тут ей помогает воздушный шарик на нитке), и измученных родителей... Все это великолепно и мастерски, но, если бы в спектакле было только это, он не стоил бы усилий.
Розовая Дама предлагает Оскару еще одну игру: каждый прожитый мальчиком день «зачитывается» за целые десять лет. Десятилетний Оскар смотрит на ручные часики - и вот ему уже пятнадцать. Он с непередаваемой серьезностью благодарит Господа за половое созревание, и по настоятельному совету Розовой Дамы топает в соседнюю палату налаживать отношения с Пегги Блю. К своим «тридцати годам» он успевает жениться (поцеловаться и дать клятву), «завести детей» (обещает усыновить одинокую Розовую Даму), наладить отношения с родственниками. К «сорока» делает кучу ошибок и исправляет их к «пятидесяти», пережив кризис среднего возраста. Слабеет, мучается от потерь и примиряется с миром годам к «семидесяти-восьмидесяти». Постигает жизнь на старости лет. Приходит к Богу. Умирает на сто десятом, кажется, году. Через одиннадцать дней своей земной жизни.
Вот это Фрейндлих и сыграла - таинственное и обыденное путешествие человеческой души сквозь время. Которое, в отличие от абсолютного духа, относительно (как сказал Эйнштейн с раздутой от водянки головой). Потому что когда кто-то умирает пусть и на сто десятом году жизни - все равно умирает маленький мальчик. Мастера, в чьей душе «ни одного седого волоса», это понимают. Так коротенький сентиментальный французский мотивчик вырос в большую, едва ли не симфоническую тему. Сыгранную актрисой, которая на самом деле - театр.
Лилия Шитенбург

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр