Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Лаура Пицхелаури Уроки танца

Дмитрий Щеголев,- «Fly Red Wings», 2016, № 8, октябрь-декабрь

Лаура Пицхелаури – ведущая актриса Театра имени Ленсовета, звезда таких спектаклей Юрия Бутусова, как «Макбет. Кино.», «Три сестры» и «Сон об осени». Ее яркие и сильные сценические образы каждый раз поражают неожиданностью и энергией. Мы поговорили с Лаурой о театре и ролях в кино, о Петербурге и зачем на ее гримерном столике всегда стоит портрет бабушки и дедушки.

 

– После спектаклей с вашим участием мне, как, наверное, и многим зрителям, не дает покоя вопрос, где вы черпаете энергию, чтобы несколько часов держать зал в таком напряжении?

– Ладно энергия, надо же еще и душу вложить (смеется). Порыдать, прожить роль. Чтобы зритель проникся. Но, честно, не знаю. Ответа нет на этот вопрос.

– Хорошо, давайте я задам его иначе. Вы чувствуете себя опустошенной после спектакля?

– Опустошение бывает, если ты не справился с ролью, если что-то не получилось. А после «Макбета» такое ощущение, что с войны пришел. Это опустошение? Нет, наверное. Мы после «Макбета» обнимаемся еще больше, чем перед началом. Но, вообще, если ты прошел своий путь в спектакле и нигде не оступился (ну или почти нигде), – ты счастлив. Вот прямо так: счастье. Хочется лететь. Но очень важны и те, кто по ту сторону сцены. Они могут давать, а могут и забирать. Хорошо молчать или плохо. Притом что все бутусовские спектакли требуют от зрителя почти такой же работы, как и от артиста. Зритель на его спектаклях не может оставаться посторонним.

– Я видел, как в некоторых эпизодах Бутусов сам выскакивает на сцену, чтобы стать участником танцевального номера, например. Скажите, кто он для вас – гуру, напарник, проводник?

– Мы познакомились, когда я поступала в театральную академию, он был в приемной комиссии. То есть мы знаем друг друга много лет... Он для меня человек, которого я очень слушаю. Его мнение очень важно. Его взгляд может просто убить меня, а может поднять в небо. Огромная гамма чувств. Он не просто режиссер или учитель. В нем есть то разнообразное количество мужских образов, о которых, может быть, думает женщина. Бутусов все-таки поразительный человек. Он заключает в себе невероятный драматизм и такое же невероятное чувство юмора. Может быть, Бутусов самый смешной из всех людей, которых я знаю.

– Я с удовольствием посмотрел сериал «Бедные люди», где вы сыграли одну из главных ролей. Но мне все время казалось, что вам не дают играть в полную силу. Что это вообще не ваша история, массовое кино.

– Театр – это территория свободы и неограниченных возможностей, ты можешь делать там все, что хочешь. А те роли в кино, которые мне предлагают, построены на шаблонах. Я даже перестала отвечать на предложения. Когда я согласилась на «Бедных людей», роль специально дописали,  в итоге в кино появилась история любви, без которой образ писателя был неполным. Но сам образ мне пришлось продумывать практически самой: такая черная женщина с красными губами. В театре у Бутусова нет рамок. Если в тебе есть сила и фантазия – воплощай. А в кино, с которым я сталкивалась, – наоборот. И это производит во мне некий внутренний диссонанс. Хотя большого кинополотна в моей биографии еще не было, разве что работа с Лопушанским в «Гадких лебедях». Но в любом случае должна быть глубина. А когда сценарий пишется по ходу съемок, а костюмы достают из больших клетчатых сумок... Ну вот сейчас выйдет сериал «Личность не установлена», посмотрим, что получилось. Нет, в кино я еще не встретила своего режиссера.

– Расскажите о своих любимых местах в Петербурге.

– Я люблю чувство, что ты одна, но не одинока. Могу прийти в «Дом книги» и сесть с книгой в кафе «Зингер», например, и просидеть несколько часов. Люблю гулять вдоль Фонтанки от Невского вглубь. Когда дождь и серятина – это мое любимое. Когда мокро и ветер в лицо – это меня вдохновляет. Вчера вот мы закончили «Трех сестер», и я шла домой, и все это хлестало по лицу, и я была счастлива. Солнце и лужайки не моя история (смеется).

– Ну а если говорить о конкретных местах? Парки, дворцы?

– Если парк, то, конечно, Михайловский. И был Летний, но после того, что сделали с ним, я туда не хожу. Я выросла в Михайловском, мама гуляла там со мной, потом физкультура в школе тоже там, теперь со своими детьми...

– Вы из известной театральной семьи. Знаменитый танцевальный дуэт 50-х «Алла Ким и Лаури» – это же твои бабушка и дедушка Алла Ивановна Ким и Шалва Георгиевич Лаури. Почему тебя назвали Лаура, например?

– Изначально я должна была стать Кето – это по-грузински Катя. Так дедушка хотел. Но я стала Лаурой, и не из-за Пушкина, как многие думают, а из-за Теннесси Уильямса. Моя мама, когда была беременна мной, посмотрела «Стеклянный зверинец», там есть такая Лора. А дедушке сказали, что это в честь его сценического имени. Этот псевдоним придумал Аркадий Райкин, кстати. Они тогда выступали в Театре Эстрады, их номер шел в первом отделении, а потом Райкин. Я несколько первых лет тоже жила под этим псевдонимом, но он как-то не прижился, и я стала тем, кто я есть: Пицхелаури.

– Сохранились ли видеозаписи выступлений бабушки и дедушки или только фотографии?

– Фотографии и афиши. Письма. Ноты с пометками Арама Хачатуряна – он писал для них музыку. А костюмы делал Симон Вирсаладзе, главный художник Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

– А у петербуржцев, вообще, хорошая память?

– В какой-то момент я поразилась, насколько теперь это моя и больше ничья история. И это при том, что дедушка был не просто знаменитый танцовщик, но и руководитель Ленконцерта. Алла Осипенко была его ученицей. Хотя... Вот я выложила на 9 Мая фото, где бабушка с Шульженко – они много выступали на фронте, на танках буквально – и тут же меня стали спрашивать: «Так это ваша бабушка выступала в том знаменитом джазовом коллективе?». То есть люди что-то помнили. Но, по большому счету, никому сегодня ничего не интересно. Теперь это просто моя память, которая прежде всего мне дает силы. Их фотографии висят у меня дома. Огромная фотография всегда на гримерном столике. Я даже беру ее на гастроли. Дедушка для меня остается эталоном: сила, благородство, красота. Бабушка – это гордость. Врожденная, где-то в пятках. Они – это моя энергия, если вернуться к вашему первому вопросу. Я помню, как дедушка водил меня по городу в морозы, и я проклинала Петра, что он столько понастроил. Дачу в Сиверской и соевый соус, которым бабушка заправляла рис. А какая собака у нас была! Я даже спала в будке с этой собакой.

– Вы готовы увидеть своих детей артистами?

– Я не понимаю этого лицемерия: «Ой, только не артист!». Почему нет? У Софико безумный полет фантазии, она переодевается по сто раз в день. Она уже артистка – и как можно давить такой потенциал? Она очень похожа на меня маленькую, все время что-то придумывает. А я, когда смотрю на нее, вспоминаю бабушку и дедушку. Они никогда не ругали меня, они «строжили» тем, какими были сами. Это и есть воспитание, наверное. Я бы хотела, чтобы Софико чувствовала то же самое. А Яша у нас философ. Философ! Очень несправедливый иногда, правда. Любит побездельничать, поваляться, понаблюдать. А потом возьмет и выдаст что-нибудь эдакое, что ты и не понимаешь: как жила до этого?

– В вас смешались три крови: корейская, грузинская, русская. Как вы их чувствуете?

– Если коротко, то грузинская кровь – это пляска души, корейская – это тайна, а русская – бесконечное самокопание, то есть экзорцизм. «Что делать и где мои очки?», – как говорит Бутусов (смеется).

Беседовал Дмитрий Щеголев

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр