Сегодня юбилей у народной артистки России Ларисы Луппиан
Мне кажется, что самая яркая черта в Ларисе Луппиан, которую я знаю уже почти 20 лет, - правильность, рассудительность. В сумбурном, изломанном, перевернутом вверх тормашками современном мире у нее черное всегда останется черным, а белое - белым.
Я не видела первых ролей Луппиан, но легко могу представить ее Марикой в «Свободной теме», поднимающей бунт против лицемерия взрослых, Валентиной в спектакле «Прошлым летом в Чулимске», которая бесконечно чинит палисадник, снова и снова ломаемый равнодушными людьми. Или сбежавшей из дворца Принцессой в «Трубадуре»... Всеми светловолосыми хорошими девочками в белых бантах, белых платьях, очень земными, прилежными и правильными. Такова ее Наташа в лирическом фильме «Поздняя встреча»: она совсем не похожа на современных девушек, например, на дочь Гущина, и, наверное, привлекает героя Баталова именно своей немодной положительностью, гармоничностью.
Эти же качества перешли к повзрослевшим героиням актрисы. Анни в спектакле «Ты, и только ты» была хорошей женой, порядочной женщиной без тени легкомыслия, которое, по мнению толпы, непременно присуще представительницам актерской профессии. По ее собственным словам, она «как радар испускала волны: не подходите! Я замужем! Никто не нужен!», но любовь «не словила волну и нырнула под радар». Чувства становились для нее серьезной проблемой, потому что ясная картина мира искажалась: она не должна любить чужого мужа, но любит, не может изменять любимому мужу со случайным партнером, но изменяет. Любовь и страсть не хотят считаться с правилами, они всегда вопреки, а потому мучительны для героини Луппиан.
Наверное, именно это исключительное душевное и нравственное здоровье героинь Ларисы Луппиан было причиной неприятия многими ее Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание"». На мой же взгляд, именно ей, такой земной и рассудочной актрисе, без тени инфернальности, удалось создать наиболее «уильямсовский» персонаж. Есть категория людей, которая, по мнению Уильямса, от рождения «предназначена на слом». «Слабый, сильный - вот как различаются люди», - выразила авторское мнение другая его героиня, Эллина, сыгранная Луппиан в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника». Когда гибнет слабый - это печальное зрелище, но еще более печальна и устрашающа гибель здорового, жизнеспособного, сильного человека. Бланш Ларисы Луппиан - из сильных, из полноценных, из «хозяев жизни». Но этот мир, по Уильямсу, обладает способностью исключать из жизни всех. Героиня Луппиан не была ни милой, ни трогательной. Вначале она была агрессивна, самоуверенна и, на первый взгляд, прочно стояла на ногах. Только внимательный человек замечал дрожащие руки и затравленные глаза Бланш, но внимательно на нее никто не смотрел, ведь никому не было до нее дела. Она вела себя вызывающе, защищалась - нападая. Но чем больше она сопротивлялась, тем безжалостней топтали ее окружающие. Ее «маскарад» никого не обманывал, только раздражал, ее реакции невпопад и театральные позы - смешили. Она не была той «голубой героиней», которая создана, чтобы ей сочувствовали. Но Уильямса никогда и не интересовали милые и «удобные» персонажи, он в своих пьесах взывал к вниманию и состраданию именно к таким - раздражающим, изломанным и отталкивающим фигурам. В роли Бланш Лариса Луппиан преодолела собственную правильность и гармоничность, и оказалось, что ей многое понятно про болезненные натуры. Эту роль она играла 15 лет, и в последние годы - совсем иначе, чем на премьере: проявилось то качество, которое противоречит ее человеческой природе, но отражает представление актрисы о театре и театральности, - эксцентрика.
С Владиславом Пази, пришедшим в театр Ленсовета после Игоря Петровича Владимирова, по моему мнению, у Луппиан «творческий роман» не сложился. На первый взгляд, в них много общего: Пази был консервативен, интеллектуален и академичен. Можно сказать, «правильный» режиссер. Но представления Луппиан о театре, заложенные ее учителем Владимировым, не совпали с тем, что предлагал новый худрук. Из Ленсовета ушла его театральная, празднично-нарядная атмосфера. Актеры Владимирова оказались слишком свободны и ярки для строгого черно-белого театра Пази. Так что роли в его спектаклях не стали для Луппиан этапными. Только в последней их совместной работе, кажется, произошло творческое слияние - спектакль «Фредерик, или Бульвар Преступлений» стал некой эпитафией и любовным гимном тому, владимировскому, театру. В роли мадемуазель Жорж Луппиан, соскучившаяся по театральному «хулиганству», дала себе волю и показала, что она выросла как комедийная актриса и работает уже совсем на другом уровне. А еще она доказала свое бесстрашие - актерское и женское.
Лариса Луппиан на сцене поразительно смела, совершенно «неправильна», неожиданна и непредсказуема. Пожалуй, именно сейчас, в работе с молодыми режиссерами-«хулиганами», опрокидывающими каноны вчерашнего и позавчерашнего театра, Луппиан по-настоящему раскрылась как актриса эксцентричная и подвижная. В спектакле Василия Сенина «Кто боится Виржинии Вульф» актриса сыграла свою самую значительную драматическую роль, продемонстрировав, как быстро она умеет переключаться, менять маски - быть и смешной, и отвратительной, и притягательной, и трагичной. Делает она это жестко, без сантиментов, не забывая, что все это - театр. «Московская барыня» Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» Василия Сенина) - смешная и узнаваемая зарисовка с наших современных гламурных «купчих». Она суетится, вскрикивает, стрекочет, щебечет на невыносимо высоких нотах, как бы беспомощная и сердечная, а на самом деле - расчетливая хищница, которая даст фору всем хищникам-чиновникам.
Не боится Луппиан быть смешной, некрасивой, немолодой. Она с азартом сочиняет своих нынешних эксцентричных, сумасбродных, но всегда глубоко несчастных женщин. Над ними так просто посмеяться, как над хипповатой Викторией - хранительницей музея в Пушкинских Горах из спектакля «Заповедник». Луппиан не пощадила эту героиню: полукруглые манерные брови, неопрятные седоватые волосы, вычурный наряд то ли хиппи, то ли пифии. Знакомясь с Алихановым, она разыгрывает сцену, достойную античной трагедии, - это сольный номер, визитная карточка этой полоумной любительницы поэзии. Музейные дамы взирают на нее с благоговением - им всем нравится позировать, но так, как Виктория, они не умеют. Алиханов же, как и зрители, просто столбенеет от столь неожиданного представления. Виктория не боится самых пафосных интонаций и невыносимо пронзительных звуков в выражении своей любви к Пушкину: заламывает руки, простирается ниц - ни дать, ни взять Антигона... Это один из интереснейших экземпляров дамочек-фриков в коллекции ролей Луппиан. И как всегда, за карикатурной внешней оболочкой и идиотским, раздражающим поведением скрывается глубоко несчастная, одинокая женщина. Нужно быть очень неравнодушным, чтобы разглядеть живого, страдающего человека. Виктория, как и все последние героини Луппиан - вариация на тему Бланш Дюбуа. Актриса в какой-то мере стала адвокатом одиноких и страдающих женщин, которые всех раздражают и смешат, а чтобы их пожалеть, надо посмотреть им в глаза, но этого некому сделать.
Лариса Луппиан - одна из самых привлекательных и женственных актрис петербургских театров. И неважно, какой юбилей она сегодня празднует, потому что про нее, как про ее героиню мадемуазель Жорж, можно сказать: «Ей столько лет, сколько она захочет».
Виктория Аминова
|