Top.Mail.Ru

ЛАРИСА ЛУППИАН: "Не люблю режиссеров со своим почерком"

Светлана Мазурова,- «Культура», 2007, № 2, 18 - 24 января

В Санкт-Петербургском театре "Приют Комедианта" состоялась премьера спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э.Олби в постановке Василия Сенина. Одну из главных ролей играет народная артистка России, актриса Театра им. Ленсовета Лариса ЛУППИАН.


- Лариса, всем известно о вашем постоянстве. Многие годы вы работаете в одном театре, были актрисой Игоря Владимирова, затем Владислава Пази, но своей сцене не изменяли. Как решились сыграть в новом для вас театре? 
- Если честно, поначалу у меня были некоторые опасения. Молодой режиссер, первая работа с ним, два новых для меня партнера. Я безоговорочно согласилась на предложение, естественно, из-за материала, из-за роли. Правда, испугалась сжатых сроков: за полтора месяца поставить такую сложную пьесу! Но мне понравились спектакли Василия Сенина в нашем театре - "Снегири" и "Мера за меру". У него прекрасная школа (он ученик Петра Фоменко), большой багаж постановок, это сильная, энергичная молодая "поросль". Я вижу, что он режиссер думающий, толковый, не бежит по верхам, мыслит глубоко. Не каждый режиссер, даже опытный, возьмется за "Вирджинию Вульф". Такой материал по зубам человеку интеллектуальному, душевно подвижному, философски смотрящему на жизнь, умеющему обобщать. В принципе, надо для себя уяснить одну важную вещь: на репетиции режиссер важнее актера. И когда я, как школьница, поднимала руку, чтобы что-то сказать ему, а Вася говорил мне: "Подождите, Лариса", несмотря на нашу разницу в возрасте, я понимала, что должна подождать, что это нормально. Еще мне импонирует убеждение Сенина в том, что у режиссера не должно быть своего почерка. Я не люблю режиссеров "со своим почерком". Когда из спектакля в спектакль видишь одно и то же, это набивает оскомину, и уже не хочешь идти смотреть очередную премьеру, поскольку какая бы ни была пьеса, знаешь, что тебя ждет. Поначалу такой режиссер взлетает на оригинальности, но все это держится года два, а потом зрителей уже, извините, тошнит. Режиссер должен погрузиться в автора и, уже исходя из автора, сделать оригинальный спектакль, а не погружаться в свою индивидуальность, в себя. 
- Сенин присмотрел вас, наверное, в "Трамвае "Желание", где Бланш - ваша коронная роль, так? 
- А вот и нет! Как раз этот спектакль он не видел. Несмотря на то что он совсем еще молодой, увидел меня в спектакле, который был поставлен у нас в театре лет десять назад, - "Близится век золотой" по пьесе С.Моэма "Недосягаемая". Я играла далеко не главную роль. Спектакль прошел всего два раза, и его закрыли. Самый настоящий провал. Конечно, это было зрелище не для всех (поставил его режиссер-авангардист Клим), но часть зрителей - человек 5, в том числе Вася Сенин, - приняла его с сумасшедшим восторгом. Остальные уходили из зала, кричали: "Как вам не стыдно?" - и несли билеты в кассу. 
- Видимо, Моэм претерпел там кардинальные изменения. А Олби в данном случае похож на себя. Чем привлекла вас пьеса? 
- Кладезь мудрости, можно сказать, книга жизни. Я читала ее давно, она мне очень нравилась, чувствовала, что там глубокий смысл, чистота, что на поверхности лежит не то, что внутри. Но Марта, мне казалось, не "моя" роль. Думаю, для многих зрителей, знающих мои работы, будет неожиданностью, что я могу выглядеть мегерой, готовой все разнести на своем пути, - в какой-то степени они будут даже шокированы. Сложная, необычная для меня роль. Вульгарная, шумная женщина, но внутри нее живет чистая маленькая девочка, которая росла без матери и мечтала о любви. Играть такое интересно. Когда "сверху" - яркое, бурное, неадекватное существо, превратившееся почти в язычницу, а внутри - запуганный жизнью человек, не сумевший разобраться в себе, для актера это мечта. Здесь есть многослойность, многоплановость. 
- Мне показалось, что в вашей Марте есть что-то от другой героини - из "Интимной жизни", вашего с супругом Михаилом Боярским антрепризного спектакля. Страсть, скандалы, истерики через край... 
- Немного есть. В "Вирджинии Вульф" тоже любовь-ненависть, но доведенная до абсурда. Мы с Боярским очень любим свой спектакль, ему уже 13 лет, объехали с ним чуть ли не всю страну, а сейчас играем в основном в Петербурге и Москве. 
- Боярский мог бы стать вашим партнером и в "Вирджинии" - Джорджем. Не было такой мысли? 
- Ему предлагали! Это в какой-то степени его роль, он мог бы ее сыграть, но... отказался. В спектакле у меня изумительный партнер - Дмитрий Воробьев. С ним легко, комфортно. Он мягкий, покладистый, интеллигентный. Роль Джорджа как будто создана специально для него! 
- А еще, когда смотришь на Марту, вспоминается ваша красавица Бланш. 
- О, это моя самая любимая роль! Я играю ее 10 лет. Сейчас чувствую, что пришла еще одна "подруга дней моих суровых" - Марта. Действительно, героини чем-то похожи. Но Бланш более ранимая, нежная. Все женщины чем-то похожи, все хотят любви, ласки, нежности и за это всю жизнь борются. 
- Вы театральная актриса. А в кино вас давно не видно. Почему? 
- Мой роман с кинематографом не сложился. Я настолько смирилась с этим, что, если бы сейчас вдруг что-то возникло, это было бы каким-то чудом. Когда мне было лет 30 - 35, я переживала по этому поводу. Естественно, кино - большое подспорье для актера, оно приносит популярность. Но жизнь показала, что если ты настоящий актер, можешь состояться и в театре. Сейчас время другое. Смотрю на молодых артистов нашего театра - только успевают сниматься. Нынешнему поколению просто повезло: выходит много фильмов, сериалов, можно найти себя в разных вариантах. У нас такого не было. 
- Вот и ваша дочь Лиза Боярская, еще студентка, уже снялась в нескольких картинах и телесериалах. Хотя известно, что Лев Додин, на курсе которого она учится, не разрешает студентам сниматься. 
- Я считаю, что Додин в этом не совсем прав. Для того ведь ребята и пошли в артисты, чтобы играть как можно больше. Лиза заканчивает институт, прекрасно учится, все успевает. Куда еще тратить силы молодой девушке? 
- Как вы оценили работу дочери в додинской постановке "Король Лир"? 
- Мы с Мишей были на премьере. Лиза - молодец, не выбивается из спектакля. Наоборот, на мой взгляд, даже украшает его в какой-то степени. Вообще она внутренне самостоятельный человек, сформировавшийся, и произошло это как-то очень быстро. Она совершенно не прячется за наши спины. За фамилию она никогда, с детства, не хваталась - такого даже не могло быть! Она личность, сама по себе, и это нас радует. 
Беседу вела Светлана Мазурова