Top.Mail.Ru

ЛАРИСА ЛУППИАН: МЫ ВСЕГДА ИЩЕМ СМЕЛЫХ, ДЕРЗКИХ, ЯРКИХ ЛЮДЕЙ ТЕАТРУ ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА 90 лет

Вера Николаева,- «АRТМОСФЕРА», 2023, № 292, ноябрь

Вехи истории:

 

- театр несколько раз менял имя. 19 ноября1933 г. он родился под именем «Новый театр». В 1953 г. коллективу было присвоено имя  Ленинградского Совета. В1981 г. в его названии появилось определение «Академический». В 90-е годы прошлого столетия совсем недолго он носил имя «Открытый театр», но быстро  вернулся к брэнду «Театр имени Ленсовета»

 

- в 1933-36 гг.  художественный руководитель театра -  режиссёр-«мейерхольдовец» И.М.Кролль. Лица труппы – К.Куракина, Р.Рубинштейн, М.Розанов, С.Магарилл, Е.Мосолова, А.Жуков, Г.Грей, Г.Колосов

 

- адрес Владимирский проспект, 12 – третий исторический адрес театра. Первые спектакли труппа Нового театра играла в доме бывшей Голландской церкви (Невский проспект, 20, угловой дом при повороте на Мойку, сейчас - одно из зданий Библиотеки им. В.В.Маяковского). Ещё один довоенный адрес театра  – улица Рубинштейна, 13, где нынче работает музыкальный театр «Зазеркалье». На Владимирском проспекте труппа обосновалась после Победы, в сентябре 1945 года

 

- здание театра охраняется государством как памятник архитектуры XIX века. Особняк Корсаковых-Голицыных, построенный в 1826-28 гг. по проекту архитектора Андрея Михайлова-2-го, был одним из богатейших в Петербурге. Театры прописались  в нем в 1917 году после Октябрьской революции. Активные научные реставрационные работы идут в здании последние 15 лет, они проводятся благодаря финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Были преображены парадная лестница, парадная столовая – зрительский ресторан, большое колонное готическое фойе (бывший Зимний сад), парадная анфилада, в которой особо выделяется золочение потолочной лепнины и сосновых дверей Зеркального фойе. Юбилейный сезон начался с открытия отреставрированного классического фасада здания. Продолжается восстановление интерьеров особняка, новые сверкающие золотом залы скоро откроются для зрителей

 

- в 1936-46 гг.  художественный руководитель театра -  режиссёр и актёр «мхатовской» школы Б.М.Сушкевич. Лица труппы – В.Будрейко,  А.Корвет, А.Тришко,  В.Таскин, Г.Анчиц, А.Кузнецов, В.Кузнецова, А.Абрамов, С.Суйковская

 

- в октябре 1940 года театр был отправлен на длительные гастроли для «культурного обслуживания воинов Особой Дальневосточной армии». В Хабаровске коллектив застала Великая Отечественная война. Вплоть до Победы театр работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала, дольше всего – в Нижнем Тагиле. Труппа выезжала на Крайний Север, на золотые прииски, на пограничные заставы, на военные корабли, было дано 1300 спектаклей, 800 концертов, в том числе и фронтовой бригадой на Втором Белорусском фронте – 136 представлений. В трудных условиях походной жизни труппа сохранила творческие силы, работала над новыми спектаклями, было выпущено 25 премьер.    В Ленинград театр вернулся в сентябре 1945 года с полноценным репертуаром

 

- в 1951-56 гг. художественный руководитель театра - режиссёр и художник Н.П.Акимов. Новые лица труппы – Г.Короткевич, З.Шарко, П.Панков, Ю.Бубликов, В.Лебедев, В.Петров, И.Назаров, В.Кузнецов, О.Каган, Ц.Файн, И.Кондратьева, М.Яблонская

 

- в 1960-1999 гг. художественный руководитель театра - режиссёр и актёр И.П.Владимиров. Новые лица труппы – А.Фрейндлих, И.Балай, И.Замотина, Е.Маркина, Л.Леонова, В.Егоренкова, Л.Дьячков, Д.Барков, А.Равикович, А.Розанов, А.Семёнов, М.Девяткин, О.Зорин, Г.Жженов, А.Эстрин, А.Петренко, Е.Каменецкий, Г.Никулина, М.Боярский, И.Мазуркевич, Н.Немшилова, Е.Баранов, Е.Соловей, С.Стругачёв, А.Сулимов, С.Кушаков, И.Основина, Е.Комиссаренко, А.Блок, М.Алёшина, Е.Руфанова, Е.Кривец, Г.Траугот, О.Муравицкая, И.Перелыгина

 

- в1974 г.  И.П.Владимиров выпустил первый актёрский курс и открыл Малую сцену театра. Сегодня  в труппе работает шесть поколений учеников Мастера, среди них Л.Луппиан, С.Мигицко, О.Леваков, В.Матвеев, Л.Мельникова, Е.Филатов, Г.Субботина, А.Алексахина, С.Письмиченко, И.Ракшина, А.Новиков, А.Солоненко, Ю.Левакова, О.Андреев

 

- в 1996-2006 гг. художественный руководитель и директор театра - режиссёр В.Б.Пази. Он совместно с Ю.Н.Бутусовым  выпустил актёрский курс. Новые лица труппы – К.Хабенский, М.Пореченков, М.Трухин, А.Зибров, Л.Ледяйкина, Ю.Овсянко, А.Чабан, А.Ковальчук,  О.Фёдоров, И.Савицкова, А.Камчатова,  В.Куликов, Д.Лысенков, Л.Пицхелаури, Н.Шамина, С.Перегудов, Е.Евстигнеева, А.Самарская, М.Иванова, М.Коробейникова, В.Цурило, А.Торковер, С.Никольский, К.Кузьмина, А.Дюкова, А.Слепян, Е.Лопатина, Р.Баранов, А.Баркова, Д.Циберкина

 

- в 2011-18 гг. театром руководил режиссёр Ю.Н.Бутусов. При нём открылась Камерная сцена театра, был выпущен актёрский курс под руководством А.Я.Алексахиной. Новые лица труппы – А.Ваха, Р.Кочержевский, А.Багров, Н.Федотова, С.Волков, Н.Волков, Л.Шевченко, Р.Саркисян, А.Гольдфельд, Г.Журавлёва, А.Крымов,  М.Ханжов,  М.Овчинников, И.Бровин, Г.Чабан, И.Батарев, И.Дель, Ф.Пшеничный, В.Ставропольцев

 

- в2019 г.  художественным руководителем театра стала ученица И.П.Владимирова, народная артистка России Л.Р.Луппиан. Новые лица труппы – И.Шевченко, В.Волохова, Д.Милютина, В.Пащенко, А.Прохорова, И.Ерёмин,  К.Симонов, Ф.Федотов, Т.Трудова, Д.Хасанов, О.Сенченко, М.Сапранов

 

Голоса истории:

 

Игорь Владимиров:

«Мне кажется, истина отличается от правды тем, что она неправдоподобна, неожиданна, парадоксальна. Высшая точка игры — кураж, который необходим как в Лабише, так и в Чехове и Шекспире. Очень многое зависит от азарта, от заряженности энергией. Страшное зрелище — актеры, которые выходят на сцену, как на службу. Они ошиблись в выборе профессии. Ситуация, в которой у актера создается обманное в известной степени ощущение, что это все придумал он сам, - желанный результат моих репетиций. Когда актер сознает, что он может сам что-то придумать, он начинает себя уважать»

 

Владислав Пази:

«Для русского театра я вижу главную опасность — репертуарный театр может быть разрушен, и это может стать страшной культурной катастрофой. Театров не может быть слишком много — «лишних» нет, они исчезают сами. Их только не надо убивать! Если город является, например, областным центром, он не может обойтись без театра. Куда людям податься? Театр, конечно, может быть плохим, но завтра он может стать хорошим: придет новый интересный руководитель, и театр оживет, потому что хорошие артисты есть везде. Театры умирают, но и возрождаются — и часто на том же самом месте! Там, где есть труппа, где есть традиция, корни, театр обязательно возродится»

 

Юрий Бутусов:

«Нет ничего круче, чем Чехов и Шекспир. Они настолько велики, что позволяют БЫТЬ совершенно разным спектаклям. Они сами от этого не становятся слабее. Они нас подтягивают к себе. Происходит твой – и зрительский вслед за тобой – внутренний рост. Они сильнее всех нас, вместе взятых. Есть такие тезисы в среде критиков, что, мол, давайте Чехову дадим отдохнуть, а то он от нас устал, мы его замылили, затаскали. Если не вносить в спектакль по Чехову своего сердца, тогда – да, лучше, чтобы он отдыхал, в иллюстрациях он уж точно не нуждается. Я считаю, что Чехов, как и Шекспир, должен «работать». На самом деле - не мы с ними что-то делаем, а они с нами делают невероятные вещи. Они нам разрешают это. Им нравится, когда с ними играют, когда с ними что-то живое делают, когда их пытаются понять. Только тогда возникает диалог, всё остальное мертвечина»

 

 

Лариса Луппиан:

«Я считаю, что лицо театра должна определять его труппа, ведь именно артисты каждый день выходят на сцену. Если актерский  состав сильный, то будет как раз интересно посмотреть, как новый режиссер ее развернет, как он ее покажет. Некоторые говорят, что артист – это призвание, а вот артист от Бога – тот, который умеет импровизировать на сцене и всегда готов к неожиданному решению и в спектакле, и в своей роли. Он всегда мыслит не плоско, а парадоксально, потому что за его словами стоят очень глубокие мысли и действия, которые раскрывают то, что не доносят слова. У артиста должно быть непредсказуемое существование на сцене. Мы всегда ищем смелых, дерзких, ярких людей и внешне, и внутренне – вот то, что нам нужно. Знаете, Игорь Петрович Владимиров любил такое понятие – «группа крови», она общая у артистов нашего театра. Я думаю, что все это время сохраняется некая ДНК, которую привил Владимиров, - это театральность, яркость, парадоксальность, умение повернуть спектакль острыми гранями. Это особый дух Театра им. Ленсовета, и он не исчезает»

 

Материал подготовила Вера Николаева