Top.Mail.Ru

Лариса Луппиан: «Моя нынешняя судьба складывается даже лучше, чем в молодости»

Людмила Сродникова,- «45 плюс», 2010, № 1, апрель

Лирическая комедия Ричарда Баэра «Смешанные чувства» в Академическом Театре им.Ленсовета со дня премьеры в декабре 2009 года пользуется огромным спросом у театралов. Еще бы! В главных ролях - звездный супружеский дуэт, корифеи петербургской сцены - народные артисты России Михаил Боярский и Лариса Луппиан (кстати, именно Лариса Регинальдовна предложила таким образом - без лишнего пафоса, но оригинально и празднично - отметить юбилей Михаила Сергеевича). Вновь, как много лет назад, в молодежном спектакле «Трубадур и его друзья», в лучах рампы на сцене поседевший Трубадур признается в своих чувствах прекрасной Принцессе. Но сегодняшняя история любви с музыкальными репризами и счастливым финалом все же имеет привкус печали: герои откровенно говорят о проблемах, близких и понятных каждому- одиночество в старости, разобщенность с повзрослевшими детьми .В такие пронзительные сценические моменты вспоминаются слова одной из героинь актрисы Луппиан: «Мы - комедианты... то есть самые здравомыслящие люди на свете, потому что знаем то, что другие скрывают даже от себя». Ларисе Регинальдовне хорошо известно, что реальная жизнь популярнейшей актерской семьи далеко не проста и не идиллична, что за внешним благополучием фото для глянцевых журналов остается не только пылкая любовь, но и годы терпеливого, созидательного супружества. Как мудрая хранительница домашнего очага, она прекрасно знает цену уступчивости и компромиссам, но - вопреки желанию мужа, вопреки превратностям собственной судьбы, - категорически отказалась сосредоточиться на роли жены и матери, прервать свою актерскую карьеру. И дело тут не в тщеславии: Луппиан никогда не хотелось угнаться за популярностью мужа, вопрос о творческом соперничестве в их семье попросту не возникал. Просто театр на Владимирском проспекте - ее второй дом, где многое пережито и выстрадано. 

- Дорогая Лариса Регинальдовна! Сегодня уже можно сказать, что благодаря Вашей инициативе репертуар Театра им.Ленсовета пополнился спектаклем не просто увлекательным, но и мудрым, сердечным. Более того, к радости зрителей в «Смешанных чувствах» после долгого перерыва на родную сцену вновь вышел Михаил Боярский.
Л.Л.: Нам очень повезло, что после многолетних поисков пьесы для дальнейшего совместного творчества (ведь наш спектакль «Интимная жизнь» - уже долгожитель!) наконец возникла хорошая американская комедия, преподнесенная судьбой как раз к Мишиному юбилею. Это лирическая комедия об очень щемящих вещах, наши персонажи изображают остряков, а на самом деле внутри они - старые крабы с нежным панцирем, очень нуждающиеся друг в друге. Пьеса оптимистична и дарит зрителям надежду на то, что и в конце жизни можно быть счастливым. В ней дана высокая оценка дружбе и взаимной поддержке людей, которая оказывается нужнее даже внимания детей. Тема отношений взрослых детей и постаревших родителей актуальна всегда и для всех, а в наше время особенно. 
- Это не первая бенефисная роль в Вашем обширном репертуаре, исполненная, как всегда, мастерски. Скажите, чувствуете ли Вы себя как актриса достаточно востребованной и готовой поблагодарить судьбу за это?
Л.Л.: Я бы адресовала «спасибо» самой себе, потому что в годы простоя не сломалась, не ушла из профессии, проявив силу характера, умение ждать и верить, иногда отступая в сторону, но не теряя самой себя. Пришло время показать все, на что я способна. В моем репертуаре уже давно появились разноплановые роли: лирические, характерные, комедийные. Моя нынешняя судьба складывается даже лучше, чем в молодости, когда я пережила яркий и стремительный взлет, наивно полагая, что он продлится всю жизнь. Но потом были шесть лет без ролей, меня перестал занимать в спектаклях Владимиров, и я перешла в ленинградский Театр им.Ленинского комсомола. В те годы перестройки театры пустовали, но я себя, как актриса, тренировала: скулы сводило от горечи безвыходной ситуации, и каждый раз надо было себя настраивать энергетически и играть на полную мощность для кучки людей в пустынном зале... Крайне тяжелые годы в жизни, но потом меня позвал Владимиров заменить Лену Соловей в спектакле «Газовый свет», и началась моя вторая жизнь в театре Ленсовета. 
- Переход в другой театр - всегда серьезный стресс... 
Л.Л.: Но теперь жизнь очень изменилась, актеры легко мигрируют между театрами и проектами, я сама успеваю и в кино сниматься, и еще играю в театре «Приют комедианта», благо, что наше руководство понимает: актерское «Фигаро здесь, Фигаро там» оправданно тем, что приносит полезный опыт и популярность. Сейчас на наших глазах отмирает понятие «театр-дом», в Петербурге остался, пожалуй, единственный - у Додина. 
- И в этом уникальном театре растет и развивается молодая актриса Елизавета Боярская, Ваша дочь. Можно представить, сколько переживаний - и материнских, и актерских - связано у Вас с ее непростой, самоотверженной работой... 
Л.Л.: - Трудно сказать... Мне не все там нравится, и в первую очередь диктатура Додина, большинство спектаклей которого по идее протестуют против диктатуры. Но артистов могут сорвать на репетицию в любой момент, сообщив ночью или ранним утром, поэтому невозможно планировать свою жизнь. Я убеждена: личность не должна подчиняться другому человеку! У Лизы в театре достойное положение, интересные роли, но как же все это тяжело - напряженное ожидание, истерики, а каких нервов стоит отпроситься на съемки... Я на глазах вижу как дочь взрослеет - у нее слишком эмоциональная жизнь и на сцене, и за кулисами. Но Лиза как актриса «родилась» с таким мировоззрением, она в 16 лет получила додинскую «прививку», и это теперь - ее театр. Признаюсь, что как профессионалу мне ее работы нравятся - поначалу она проходила становление, старательно выполняла указания режиссера, а теперь я не вижу указующего перста - так Лиза свободна в рисунке роли! 
- Словом, единственным по-настоящему любимым остается для Вас Театр имени Ленсовета?
Л.Л.: Мы в разговорах с подругой Аней Алексахиной каждый день критикуем свой театр и переживаем, что он не идеален, что накануне премьеры все катится в пропасть... Но здесь мне очень комфортно. У нас, например, умеют согласовывать личные актерские планы с ходом репетиций и спектаклей так, чтобы никто не пострадал. А главное: рядом мои коллеги-однокурсники - воспитанные одним мастером, мыслящие общими категориями как люди одной крови. Люблю эту сцену, коридоры - все такое родное. Здесь живы воспоминания о репетициях, прежде всего студенческих («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»), а позже «Ты и только ты» в постановке моего однокурсника Олега Левакова. Я очень благодарна Владимирову, который, забыв наши недоразумения и обиды, вновь позвал меня в театр на почетное место ведущей актрисы. Пусть приходилось заново завоевывать авторитет, но я безумно счастлива возвращению в родной театр, потому что я бы не смогла работать всю жизнь в ином, чуждом мне театре - ушла бы из профессии. 
Беседовала Людмила Сродникова