Top.Mail.Ru

Лариса Луппиан: Кручинина в старом добром театре

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2014, май

В Театре им.Ленсовета 6 и 7 мая грядет премьера — «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Как проходили репетиции и каким станет спектакль, нашему обозревателю Марии Кингисепп рассказала исполнительница легендарной роли Кручининой, народная артистка России Лариса Луппиан.

 

- В Театре Ленсовета многие годы идет спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений». Он посвящен актерам и показывает мир театра изнутри. В премьере вы и ваши коллеги тоже играете актеров. Эти спектакли будут чем-то похожи?

- «Без вины виноватые» — не совсем об актерстве, хотя несколько персонажей пьесы — актеры. Публике спектакль будет интересен скорее как житейская история о том, как мать, моя героиня, двадцать лет назад потеряла сына и все эти годы тяжело переживала эту утрату. Ведь люди нашей профессии — натуры ранимые, тонкие, нервные.

- Каким получается спектакль по форме и по настроению?

- Благородным. Это подлинный, традиционный театр. Бесподобная, изумительная музыка композитора Евгения Стецюка придает происходящему на сцене неподражаемую окраску. Костюмы — классические, того времени. Декорации — лаконичные, но при этом очень красивые. Знаете, все эти современные «навороты» на сцене порядком надоели. Иной раз приходишь в театр и не знаешь, что увидишь. Мне даже кажется, что скоро настоящие, нормальные спектакли, подобные нашему, станут модными: методом «от противного» в моду войдут постановки, где материал не исковеркан и  артисты играют свои роли по задумке автора. Тогда даже тот зритель, который не читал пьесу, поймет, о чем она. Ведь времена меняются, а люди и проблемы -  все те же.

Конечно, трудно заранее сказать, как новый спектакль «прозвучит» для публики, но мы делаем его именно для зрителей. Прочтение режиссера Олега Левакова идет от текста: он ставит тонко, аккуратно, любя материал и уважая драматурга. Это будет классический спектакль по пьесе Островского, с бережным погружением в замысел и время написания. И текст, и язык — все будет сохранено, но решено в нашей ленсоветовской манере — той привычной и родной, которая идет со времен Игоря Владимирова.

- В чем же это будет выражено?

- У нас это - юмор, это - ирония, это - музыкальность. Это - некий элемент детектива: поиски давно пропавшего ребенка. А еще нестандартно решена роль Сергея Мигицко: его персонаж, барин Дудукин, у Островского является как бы сторонним наблюдателем, а в нашей трактовке он догадывается о том, как развивается вся эта детективная история. Он дает ей какие-то толчки, активно в ней участвует — как рассказчик или даже как сказочник. Не то чтобы он ее на ходу сочиняет, но  некоторым образом руководит персонажами и делает все, чтобы произошла долгожданная встреча матери и сына, направляет их навстречу друг другу. Так что мы надеемся, что это будет спектакль, который особенно  оценят зрители, любящие тот старый добрый театр Ленсовета. Они оценят наше прочтение: с одной стороны, привычное, глубокое и чистое, а с другой - окрашенное в наши «фирменные» краски театра Владимирова.

- Тем более, что многие его ученики заняты в спектакле...

- Да, мы одной «владимировской» школы  — и Сережа Мигицко, и Лида Мельникова, и Сережа Кушаков, и Женя Филатов, и Света Письмиченко. Из молодых актеров задействованы Антон Багров и Даша Циберкина, которая тоже очень правильно восприняла ленсоветовский дух. Когда она только пришла в театр показываться, мы сразу вычислили: своя! Она оказалась именно такой актрисой, которая была нужна нашему театру. И Багров, который играет в спектакле сына моей героини, тоже замечательно вписался в нашу компанию. Он интересный артист, въедливый. Очень серьезно относится к работе, много работает над ролью, над текстом, над собой. На каждую репетицию приносит что-нибудь новенькое.

Это в традиции нашего театра, и «Без вины виноватые» мы, артисты, делаем совместно с режиссером. Я люблю такую форму работы и особенно ценю Олега Левакова за то, что с ним я себя очень комфортно чувствую: он не давит — мы вместе сочиняем спектакль, разбираем сцены и характеры. На репетициях не возбраняется предложить что-нибудь и тут же проверить задумку. И если Левакова устраивает то, что мы предлагаем, он это одобряет и принимает, а не стоит исключительно на своем видении. Хотя мистический, детективный замысел —  именно его идея. Он нам сразу ее озвучил, и мы в этом направлении стали двигаться.

- О чем будет спектакль?

- О судьбе. О том, что она ведет человека правильным путем. Персонаж Мигицко говорит отчаявшейся Кручининой: доверьтесь судьбе! Возможно, наша премьера даст зрителю надежду на то, что нельзя отчаиваться — нужно верить в лучшее.

- В чем же тогда вина, в чем люди без вины виноваты?

- У каждого своя вина и своя безвинность: и у этого потерянного ребенка, и у этой несчастной матери... В том, что она невольно оставила ребенка сиротой, не знала о том, что он жив, и страдала, есть ее вина без вины. Так бывает в жизни. Поэтому у нас и финал «жизненный», открытый — не такой, как у Островского. Мы хотим, чтобы все закончилось хорошо.

Беседу вела Мария Кингисепп