Top.Mail.Ru

ЛАРИСА ЛУППИАН: ДЕЛАЮ ВСЁ, ЧТОБЫ АРТИСТЫ РАБОТАЛИ

Надежда Кокарева,- «Театр +», 2023, № 36, август

НАСТУПАЮЩИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ДЛЯ ТЕАТРА ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА ЮБИЛЕЙНЫЙ: В НОЯБРЕ ТЕАТР ОТМЕТИТ 90 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ. ТЕАТР+ ВСТРЕТИЛСЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕАТРА НАРОДНОЙ АРТИСТКОЙ РОССИИ ЛАРИСОЙ ЛУППИАН, ЧТОБЫ ПОДВЕСТИ ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО ГОДА И УЗНАТЬ ПЛАНЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ.

 

– Чем вам запомнился прошедший сезон 2022–2023?

– Конечно, наш театральный год запомнился новыми спектаклями и подготовкой к нашему юбилею. Мы выпустили два спектакля на Большой сцене. Это «Евгений Онегин. Страницы романа» Олега Левакова и «Обыкновенная история» Романа Кочержевского. По-моему, оба спектакля вышли очень интересными. Первый – это, можно сказать, эксперимент, потому что на сцене нашего театра мы читаем Пушкина в сопровождении Симфонического оркестра Капеллы. Это была моя идея, я с опаской ее высказала директору Валерию Борисовичу Градковскому и режиссеру Олегу Александровичу Левакову. И нашла понимание. За лето мы сделали инсценировку, подобрали музыку и отрепетировали.

 

– Симфонический оркестр впервые выступил на вашей сцене?

– Да, в нашем театре симфонический оркестр выступил впервые, и это было очень волнующе. Мы увидели шестьдесят семь музыкантов, и подумали, что они не поместятся на нашей сцене! Когда они заиграли во всю мощь, это было, конечно, удивительное чувство: это такое неординарное событие. Мы очень довольны, что у нас появился этот спектакль. Сейчас с ним мы приглашены на фестиваль в Псков, посвященный юбилею Пушкина: мы будем открывать его вот этой постановкой с оркестром.

 

– Роман Кочержевский выпустил в конце сезона очень удачную премьеру –«Обыкновенную историю» Гончарова. Критика и зрители отметили, что Роман значительно вырос в этом спектакле как режиссер. Вы согласны?

– Да, согласна. Пожалуй, это лучший из четырех спектаклей Романа, он уже подобрался к настоящему успеху. Я надеюсь, что эта постановка коснется сердец многих зрителей, и публика будет хорошо посещать этот спектакль. Многие воспринимают его очень лично, видят в нем свои истории: разочарования, потерю иллюзий – всё то, из чего состоит жизнь.

 

—В вашем театре часто дают «зеленый свет» молодым режиссерам. Какие спектакли вышли у них?

На Малой сцене мы выпустили два интересных спектакля молодых режиссеров – «Палату № 6» Евгении Богинской и «Про Федота-стрельца» Федора Пшеничного, это артист-режиссер. У нас два таких артиста-режиссера: Роман Кочержевский и Федор Пшеничный, мы называем их «Немирович и Станиславский», потому что один из них помоложе, другой постарше, оба дерзкие артисты без режиссерского образования. Но режиссер – это образ мыслей, умение создать пространство, увлечь людей своей идеей. Они это умеют, несмотря на свою молодость. Федор Пшеничный поставил фантастический спектакль. Уже на осень билеты раскупаются. И Евгения Богинская сделала интересную интерпретацию чеховского рассказа – «Палата № 6» тоже была очень высоко оценена критиками и зрителями.

 

– Какие постановки в этом сезоне появились на Камерной сцене?

– На Камерной сцене поставили спектакль «Маршак - Маршак» Марии Романовой для самых маленьких детей, от четырех до восьми лет. Кроме того, мы вернули в репертуар нашу актрису Елену Комиссаренко, которую очень любила публика. Нашли для нее замысловатую пьесу «Счастливые дни» С. Беккета – она такое любит.

 

– Вы начали подготовку к юбилейным торжествам еще два года назад. Как театр будет отмечать круглую дату?

– Сейчас мы можем рассказать, что зрителей ждет осенью. К юбилею был снят пятнадцатиминутный фильм о нашем театре, где прослеживается его развитие: с самого начала по сегодняшний день. Мы планируем его показывать на Камерной сцене перед началом спектаклей и в антракте. А 19 ноября пройдет юбилейный вечер, который ставят наши «Станиславский и Немирович» – Роман Кочержевский и Федор Пшеничный под руководством Олега Левакова и под моим кураторством.

Осенью мы планируем выпустить два спектакля. Специально к юбилею театра режиссер Юрий Цуркану поставит «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского. Именно спектаклем «Бешеные деньги» 90 лет назад началась история Театра им. Ленсовета, поэтому мы решили отметить нашу круглую дату такой постановкой.

На Большой сцене мы задумали еще один спектакль – «Воскресение» режиссера Айдара Заббарова, который поставил у нас «Беглеца» по Льву Толстому. Уже знаем, что в главных ролях будут артисты Илья Дель и Римма Саркисян. Кстати, с удивлением обнаружила, что в это же время в Александринском театре тоже будут ставить «Воскресение». Часто бывает, что театры начинают параллельно ставить один и тот же материал, видимо, время диктует этот посыл, вызовы, внимание к определенным проблемам. Страна и мир в целом пережили глобальные перемены, всем нам пришлось пересмотреть мировоззрение, поэтому, наверное, два театра и решили поставить спектакли по толстовскому роману. Творческое соревнование всегда очень стимулирует, это очень интересно.

О дальнейших событиях после Нового года я не буду рассказывать, всё еще может поменяться, хотя у нас уже весь год расписан до следующей осени.

 

– Вы занимаете пост художественного руководителя уже несколько лет. Как поменялась атмосфера в театре за это время?

– Знаете, у нас всегда была дружелюбная атмосфера, не было никогда вражды в театре, хотя Юрий Бутусов разделил трупу на две части – одна часть работала, вторая нет. Сейчас работают все, а работа всегда сближает. Безусловно, иногда режиссеры берут своих любимых артистов: все равно есть группа Кочержевского, группа Пшеничного, Левакова, но я выступаю за то, чтобы все артисты были задействованы. Для приглашенных режиссеров мы всегда проводим кастинг, представляем им труппу театра целиком. Мы стараемся, чтобы не было ни одного артиста, у которого не было бы спектаклей.

 

– Какое-то время назад вы активно набирали молодых артистов. Будете продолжать приглядываться к молодым? Зажглись какие-то звездочки среди новобранцев?

– Звездочки зажглись, конечно, но я не буду их выделять, потому что ко всем очень хорошо отношусь. Они есть, конечно, это видно по количеству работы, которую они делают, по масштабу ролей, и по любви зрителей. Хотя мы не делаем в этом году набор, мы просматриваем все резюме артистов, которые присылают на наш сайт, со многими из них я встречаюсь, часто беру на заметку.

– Можно ли в нескольких словах описать собирательный образ артиста театра им. Ленсовета?

– Я думаю, что это артист от Бога, конечно.

 

– А много таких?

– В нашей труппе такие есть. Некоторые говорят, что артист – это призвание, а вот артист от Бога – тот, который умеет импровизировать на сцене и всегда готов к неожиданному решению и в спектакле, и в своей роли. Он всегда мыслит не плоско, а парадоксально, потому что за его словами стоят очень глубокие мысли и действия, которые раскрывают то, что не доносят слова. У артиста должно быть непредсказуемое существование на сцене. Мы всегда ищем смелых, дерзких, ярких людей и внешне, и внутренне – вот то, что нам нужно. Знаете, Игорь Петрович Владимиров любил такое понятие – «группа крови», она общая у артистов нашего театра.

 

– Зрители вас помнят и любят как актрису. Есть ли у вас актерские планы? Или вы уже эту тему закрыли, играете то, что есть в репертуаре, развиваясь больше в административном амплуа?

– Трудно сказать. Я играю сейчас в трех спектаклях, новых в планах у меня пока нет. Поначалу режиссеры приходили и многое предлагали, но в тот момент эти предложения были неуместны. Сейчас я думаю прежде всего о занятости других артистов, о своих товарищах, о том, чтобы они максимально ярко проявлялись в каждом выходе на сцену.

 

– Как вы себя ощущаете в качестве художественного руководителя по итогам прошедшего сезона?

– Я чувствую, что ко мне стало больше доверия у моих коллег, потому что они видят, что я хочу работать по-настоящему. У нас в театре всё решается коллегиально, я сама ни одного решения не принимаю, мы всё обсуждаем, даже самый пустяк. Всё делаем сообща: ищем режиссера, выбираем пьесу, артистов. И в труппе, мне кажется, стали мягче относиться, артисты увидели, что я о них забочусь и хочу, чтобы они играли много. Это моя задача – сделать так, чтобы каждый артист вышел на сцену, получил роль, максимально ярко ее сыграл.

 

И последний вопрос: что вы пожелаете своему театру и себе в юбилейном сезоне?

– Я пожелаю не останавливаться и открывать новые имена, хочу, чтобы мы шагали вперед, и к нам в театр всегда приходило что-то новое: новый режиссер, новые артисты и, конечно, новые зрители – это нам, несомненно, нужно, чтобы не закрыться в своей скорлупе.

 

Беседовала Надежда Кокарева