7 и 8 мая Театр имени Ленсовета вновь зовёт на премьеру – режиссёр Борис Павлович ставит спектакль по мотивам романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Спектакль станет настоящим репертуарным открытием. В середине XVIII века никому не известный провинциальный священник из Йорка опубликовал книгу, изменившую мировую литературу. Современники такого не ожидали. Им и в голову не могли прийти такие слова из нашего времени, как «антироман» или «поток сознания». Не ожидал этого и сам Лоренс Стерн. Просто ему было грустно, и он сочинил самого несчастного человека на свете - Тристрама Шенди. Книга, само собой, получилась одной из самых весёлых на свете. Спектакль Бориса Павловича продолжает безумный аттракцион Лоренса Стерна, перемешивая абсурдный британский юмор, личные истории артистов спектакля и музыку-стилизацию позднего барокко.
О работе над спектаклем рассказывает заслуженный артист России Александр Новиков, исполнитель роли Тристрама Шенди:
«Любой театральный человек знает, что перенос прозы на язык театра – это невероятной сложности испытание для тех, кто создаёт спектакль. Прозаический текст, превращаясь в сценический язык, театральные форму и содержание проходит огромный путь внутренних трансформаций. Этот процесс гораздо сложнее и значительнее, чем рамки эпох, соединение века восемнадцатого, которому принадлежит роман Стерна, с веком двадцать первым. Роман Лоренса Стерна навсегда вошёл в историю мировой литературы, как абсолютное открытие, новый подход к сюжетному повествованию. На время своего написания, а это 1759 – 1767 годы, его появление было революцией, взрывом в литературном мире, разрушившим все каноны вполне патриархального английского романа 18 века. В каком-то смысле этот роман является предвестником литературного абсурдизма, авангардных течений двадцатого века, он прямо через девятнадцатый век перепрыгнул ближе к нам.
Смелость и загадочность композиции этого романа невероятная, он сопоставим с эпопеями Джойса и прочих великих литературных фантазёров и мистификаторов: одна сюжетная линия подталкивает другую, они налезают друг на друга, сплетаются в нераспутываемый узел, любой рассказ прерывается на полуслове… Роман Стерна – о невозможности рассказать свою жизнь, сосредоточиться на ней, найти слова, объясняющие твой внутренний мир. Какими словами можно рассказать про свои мотивы, про свою природу, чувства, да даже просто про факты своей жизни? Лирический герой романа, некий джентльмен Тристрам Шенди, пытается сосредоточиться на фактах своей биографии - и каждая попытка заканчивается бессмыслицей, ибо сложность жизни как таковой не находит адекватных этой сложности слов для рассказа. На него обрушиваются внутренняя рефлексия, растерянность, невозможность выстроить систему координат и ценностей, невероятная трудность в попытках соединить свою линию жизни с линиями жизни других людей, даже самых близких - отца, матери. Он пытается обнаружить во всём этом систему – и никакая система не складывается. Ему хочется хотя бы самому себе объяснить, почему, как ему кажется, в его жизни не случилось всё: он считает, что был неправильно зачат, неправильно вынут акушеркой из материнского чрева, неправильно назван, неправильно крещён. Если на русскую почву эту историю переносить, сопоставлять с нашими традиционными героями литературы, то это всем нам хорошо знакомый «маленький человек», который воспринимает себя абсолютно неслучившимся человеком. И мы хотим рассказать, что жизнь такого человека ценна сама по себе.
Задачи перенести на сцену все 800 страниц девятитомного романа ни у режиссёра Бориса Павловича, ни у нас, шестерых актёров, не стоит. Есть Тристрам (это я), есть его мать (Наталья Шамина) и отец (Фёдор Федотов), есть брат отца дядя Тоби (Роман Кочержевский), есть вдова Уодмен (Ольга Муравицкая), у которой особые взаимоотношения с дядей, и горничная Сюзанна (Анна Гольдфельд). Важнейшей составляющей спектакля будет музыка. Её под эпоху барокко стилизует композитор Роман Столяр, она должна стать опорой, сильным эмоциональным фоном спектакля. Мы все вшестером поём и играем эту музыку, а текст наших песнопений, по замыслу режиссёра, принадлежит перу широко известного в узких кругах ленинградского поэта Леонида Аронзона. Его судьба хронологически параллельна судьбе Иосифа Бродского, но не такая внешне состоявшаяся, громкая, он умер в 31 год. Их в литературной среде считали чуть ли не соперниками, конкурентами. Аронзон – прекрасный, грустный, одинокий, трагический поэт. Его стихи каким-то образом соединятся с музыкой Столяра и прозой Стерна, на этом контрапункте должна высечься интонация будущего спектакля.
Замечательные художники Мария Лукка и Александр Мохов, с которыми я уже не раз работал, стилизуют сценографию и костюмы под некое пространство английского романа. Речь, конечно же, не идёт о создании салонного спектакля, мы с режиссёром пространство романа расширим в наше время. Борис Павлович – режиссёр с чистой трепетной гуманистической интонацией, нежный, тонкий, глубокий, его размышления о человеке в этом мире нам интересны и важны, надеюсь, будут они нужны и зрителям»
Материал подготовила Вера Николаева