Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

КТО БЫЛ НИЧЕМ…

АЛЕКСЕЙ ПАСУЕВ,- Блог ПТЖ, 5 мая 2019

У модных режиссерских прочтений классики всегда в начале один и тот же спотычок. Вот входит наряженный современным хипстером Чичиков в квартиру наряженных перепуганными советскими интеллигентами (годов эдак 70-х) Маниловых и произносит свою первую реплику: «Умирали у вас крестьяне?» И все — дальше надо либо Гоголя переписывать, либо современного хипстера с советскими интеллигентами куда-то убирать, либо уж такую реальность на сцене выстраивать, где все вышеперечисленное сможет каким-то удивительным образом сосуществовать в одном времени и пространстве.

Л. Пицхелаури (Феодулия Собакевич), В. Куликов (Михаил Собакевич).
Фото — Ю. Кудряшова.

 

Скажу сразу: Роман Кочержевский не делает ни первого, ни второго, ни третьего. Текст «Мертвых душ» звучит у него не просто без изменений — он обрастает огромным количеством дополнений из других произведений Н. В. Гоголя (каждый раз, впрочем, легко вычленяемых и ничего нового к основной истории не добавляющих); заданный в самом начале стиль гротескно поданных советских 70-х (старомодные костюмы, прически, допотопная мебель, нелепые фикусы в кадках) тоже никуда не исчезает; а призванный все это объединить современный Чичиков (играемый отчего-то по очереди несколькими актерами) оказывается самым неубедительным персонажем спектакля. Впрочем, один общий знаменатель в режиссерском замысле все же присутствует — остановившееся время николаевского царствования рифмуется тут с остановившимся временем брежневского застоя.

Вот помянутые уже Маниловы (Александр Новиков и Наталья Шамина) развлекают Чичикова (в данном случае — Федора Пшеничного) кухонной диссидентской болтовней, в которой слова «он очень хороший человек», сказанные в адрес того или иного госслужащего, — не более, чем троллинг, эзопов язык и семипудовый стеб. Накопившаяся энергия не высказанной вслух издевки заставляет супругов то и дело трястись в пароксизмах истерического хохота и искать утешения в гипертрофированном эротическом интересе друг к другу.

А. Ковальчук (Коробочка), С. Перегудов (Павел Чичиков).
Фото — Ю. Кудряшова.

 

Вот нелепая старуха Коробочка, немного напоминающая героиню Галины Волчек из фильма «Осенний марафон». Анна Ковальчук с видимым удовольствием уродует свое лицо и фигуру, играя старую деву, буквально набросившуюся на случайного гостя (в этом эпизоде Чичикова играет Сергей Перегудов). Сцена соблазнения разворачивается под звук работающего телевизора и в какой-то момент сама превращается в эпизод мексиканского сериала с заламывающей руки красавицей (Ковальчук постепенно освобождается от своего старушечьего облачения) и наводящим на нее пистолет злодеем.

Вот окончательно спившийся не то физик, не то лирик Ноздрев (Сергей Перегудов), беспрерывно трясущийся от жесточайшего похмелья и терроризирующий Чичикова (в данном случае — Виталия Куликова) с очевидной целью — раздобыть вожделенную порцию горячительного.

Ф. Пшеничный (Чичиков), С. Мигицко (Степан Плюшкин).
Фото — Ю. Кудряшова.

 

Вот чета Собакевичей (Виталий Куликов и Лаура Пицхелаури): как бы крепкая советская семья с налаженным бытом, а на самом деле — вынужденное сосуществование в пространстве казенной квартиры людей, осточертевших друг другу до последней степени.

Вот, наконец, Плюшкин (Сергей Мигицко) — бывший то ли военный, то ли партийный работник, отдавший всего себя службе и ныне прозябающий на заслуженном отдыхе в окружении пустых фотографических рамок на стене и целой кучи вышедшего из употребления советского бытового хлама.

Получается, как в школьной программе: мертвые души в поэме Гоголя — это не те крестьяне, которых скупает Чичиков, а те помещики, У КОТОРЫХ он их скупает. С поправкой, разумеется, на то, что в стране победившего социализма это одни и те же люди — «кто был ничем, тот станет всем».

Все бы ничего, но спектакль с такой идеей в анамнезе и актуален был бы как раз в конце 70-х — начале 80-х. Тогда и надо было его выпускать. Его бы даже запретили, наверное.

ГАСТРОЛИ

27 сентября спектакль "Фальшивая нота" был сыгран в Волгограде в рамках гастролей в городах основной производственной деятельности Группы Газпром

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 1 октября спектакля «Сон об осени», состоится спектакль «Ревизор», начало в 19:00. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ЮБИЛЕЙ

Сегодня 60 лет исполняется Юрию Николаевичу БУТУСОВУ. Мы гордимся, что его режисёрский талант развился, стал гордостью российского театра именно на нашей "ленсоветовской" сцене. Здоровья Вам, Юрий Николаевич, творческой неугомонности, мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме.

Подробнее

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! В связи с болезнью актрисы, назначенный на 20 сентября спектакль «Чайка» (Малая сцена) переносится на 9 октября. Начало в 19:30. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

УРОКИ РЕЖИССУРЫ. К 60-летию Ю.Бутусова

Осенью 2021 года в Театре им.Ленсовета пройдёт цикл спектаклей Юрия Бутусова в рамках спецпрограммы фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства. Проект посвящается 60-летию режиссёра.

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр