Top.Mail.Ru

Кто боится… великолепной Елены Комиссаренко?

Катерина Павлюченко,-«Невское время», 2013, 29 марта

В Театре имени Ленсовета продолжаются премьерные показы спектакля Петра Шерешевского «Август: графство Осейдж». 
Художники спектакля Александр Мохов и Мария Лукка сильно наклонили ленсоветовскую сцену в сторону зрительного зала. Завалили ее почерневшими, словно истлевшими, связками книг... В центре водрузили винтовую лестницу дома семейства Уэстон, напоминающую мачту тонущего корабля. Справа, в углу сцены, - лодка, вся в пробоинах, наполненная сломанными детскими игрушками... С первой минуты спектакля понятно: на наших глазах на протяжении трехчасового действия под воду взаимных обид и претензий уйдут все участники мрачной пирушки с комическим оттенком. Петр Шерешевский еще в прошлом своем спектакле «Америка 2», поставленном здесь же, в театре на Владимирском, доказал, что с чувством юмора у него полный порядок. 
Пьесу современного американского драматурга Трейси Леттса «Август: графство Осейдж» ядовитые американские критики назвали «О"Нилом для бедных». Хотя скорее ее можно назвать современной вариацией на тему пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф»: тайны всплывают здесь не меж двух семейных пар, а среди двенадцати персонажей, связанных собой родством разной степени.
Солирует великолепная Елена Комиссаренко. Ее последняя столь крупная и выразительная работа была пятнадцать лет назад в постановке Владислава Пази «Король. Дама. Валет». В новой истории вполне, казалось бы, благополучной с виду интеллигентной семьи, она играет больную раком мать, которая из-за сильнодействующих обезболивающих стала наркоманкой. Действие пьесы начинается с того, что в родительский дом съезжаются три дочери со своими мужьями, женихами, детьми... Повод их приезда печальный: бесследно пропал отец. Через пару дней его обнаружат мертвым. Семье предстоит сесть за поминальный стол. Застолье превратится в гротескный сеанс разоблачения. Теряющая последний разум Вайолет Уэстон - Комиссаренко, водрузив себе траурный венок на голову, будет нещадно бить всех своих родных в самые больные места. Из комической старухи с нечесаными волосами она вдруг превратится в ангела возмездия...
Помимо очень сильного старшего поколения - Елены Комиссаренко, Елены Кривец, Сергея Кушакова - в театре появилось крепкое среднее поколение. В Анастасии Самарской, которая играет дочь Вайолет Барбару, неожиданно обнаружилась мощь, зрелая женственность и сосредоточенность. Невероятно мудрым и, кажется, помирившимся с самим собой кажется Всеволод Цурило в роли Билла. Любящий отец и благородный мужчина, готовый поддержать женщину, с которой он прожил пятнадцать лет, но не готовый остаться с ней навсегда. Трезво, спокойно и взвешенно обдумавший свое решение уйти, понимающий, что она - не та. И точка. 
На премьерном показе у спектакля было очень неровное дыхание. Уж очень долго режиссер вел артистов и нас, зрителей, к страшной в своей правдивости мысли, что ад - это не другие, ад - это очень часто свои: близкие, родные, любимые. Мы любим и считаем, что нас обязаны любить взамен. А если этого не происходит, мы готовы обнажить самые острые ножи и наносить глубокие раны. Чтобы хоть таким варварским способом оставить о себе след на том, кого мы любим больше жизни. 

Катерина Павлюченко