Top.Mail.Ru

КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ

Людмила Сродникова, - «PROсцениум», 2007, №16, октябрь-ноябрь.

 Среди мероприятий, приуроченных к 75-летию Академического Театра имени Ленсовета, есть и дела хозяйственно-технического плана, вроде бы напрямую зрителя не касающиеся: ремонт гримерок, обновление парка светового и звукового оборудования, поэтапная реставрация внутренних интерьеров здания. Но творческий подход и здесь оказался необходим: как только реставраторы, снимавшие штукатурку вокруг парадной лестницы, обнаружили старинные арочные проемы и филенчатые украшения, театр принял решение сделать все возможное, чтобы открытия не пропали втуне. Вместо обычного косметического ремонта решено провести исследования в архивах, консультации специалистов по архитектуре и реставрации, словом, полномасштабные изыскания и качественную реставрацию, которых памятник архитектуры XIX века (старинный особняк Корсаковых-Голицыных в разное время был связан с именами Дени Дидро,Федора Достоевского и других интересных личностей, служил клубом Купеческого собрания и театральным залом), безусловно, достоин. Примем с уважением позицию театра и запасемся терпением - наградой всем нам, петербуржцам, ценителям памятников старины и истории города, станет результат реставрации. А пока поговорим с директором театра В.Б. Градковским на другие важные темы из сегодняшней жизни ленсоветовцев.

- Валерий Борисович, уже второй сезон театр остается без художественного руководителя. Скоропостижная смерть В.Б. Пази поставила театр в сложнейшее положение, вам пришлось взять на себя новые функции.
- Я только пару месяцев, вынужденно занимал эту должность до приведения в соответствие Устава театра, а потом уже как директор начал работать в контакте с нашим художественным советом. Все ответственные решения, касающиеся выпуска спектаклей, пополнения труппы новыми артистами, хозяйственных проблем, - мы принимали сообща. Худсовет был моим надежным гарантом и советчиком в ежедневной работе. Испытание прошлым сезоном доказало, что театр им. Ленсовета - самостоятельный творческий организм, способный выдержать серьезную проверку. Были истеричные попытки в первые трудные моменты после неожиданного ухода Владислава Борисовича позвать кого-то спасать, вывесить белый флаг капитуляции, но потом восторжествовал разум, осознание собственной ответственности и достоинства. Знаете, это как иногда у тонущего человека вдруг приходит осознание: умею плавать. Прошлый год показал (надеюсь, город и наша публика с этим согласятся) что мы умеем сами «плавать»! Труппа приобрела некие дивиденды, очки, пройдя эту проверку, и теперь мы хотим сами выбрать лидера - того, кого сочтем достойным возглавить наш коллектив. Как бы нам ни приходилось тяжело, театр проявляет отличную натренированность и высокий профессионализм, не теряет свое лицо! Каждый работник театра ощущает себя частичкой Театра-Дома, каждый ответственен друг за друга.
- Готовность и умение сотрудничать с разными людьми - это было заложено Владиславом Борисовичем?
- Да, это был его принцип, заявленный сразу при появлении в театре, и он не нарушал его, даже когда было не совсем комфортно с определенными людьми, когда обострялись отношения. Важнейшей чертой характера Пази был искренний интерес к людям, искренняя забота обо всех, включая работников технического и обслуживающего персонала. Он никогда не выстраивал ситуацию, а чувствовал себя внутри неё и сложившихся обстоятельств, при этом как хороший шахматист умел так грамотно расставить фигуры, что всегда выигрывал. Умел вовремя включить в работу тех, кто по каким-то причинам разочаровывался, умел убедить и вдохновить, а порой - наоборот, немного придержать рвущихся вперед. Словом, жил в театре, целиком посвятив себя ему. Когда Пази приехал в Петербург, у него был выбор куда пойти работать, но он осознанно выбрал именно театр Ленсовета, чувствуя: это очень профессиональный инструмент, с которым будет интересно работать. Конечно, инструменты бывают разные - от фигурных ножниц до тяжелой кувалды. И Владислав Борисович хорошо понимал, что бывают приятные стороны работы в театре, а бывают трудные и некомфортные, но он никогда не роптал, а был предан своему делу. Пази укрепил, сохранил, приумножил все то лучшее, что заложил когда-то Игорь Петрович Владимиров. Поэтому, наверное, труппа театра самодостаточна и сама по себе является творческим организмом, способным сохранять свою форму и работоспособность благодаря основательной творческой закваске.
- У театра им. Ленсовета есть традиция воспитывать творческую смену в студии при театре. Будет ли набран новый курс актеров?
- Театральная Академия и В.Б. Пази в 2006 году планировали набор очередного курса, и театр тоже готовился к этому - мы планировали обновить студию, был подписан договор о сотрудничестве, сформирован педагогический коллектив. В изменившихся обстоятельствах пришлось приостановить набор - ведь обучение целиком и полностью зависит от Мастера! Были определенные надежды на Ю.Н. Бутусова, который экспериментировал с новой постановкой и был одной из главных кандидатур на должность нашего художественного руководителя (значительное большинство труппы его поддерживает). Некоторое время он занимался и студией, но продолжения не случилось - Юрия Николаевича удерживают московские договоренности, а он человек ответственный и вполне осознает свои обязательства. Конечно, если бы он остался - именно он мог бы стать Мастером нового курса. Поэтому пока мы решили подождать с набором студентов, а для обновления труппы худсовет проведет творческий конкурс-просмотр претендентов, поскольку дефицит молодых сил ощутим. Но мечта о своем курсе, взращенном при театре, остается!
- Уже озвучены планы театра на новый, 74-й сезон. Кроме постановок опытных, известных мастеров, нас всех ждет встреча с молодым поколением режиссуры. Театр идет на определенный риск в этом случае?
- Это не будут разовые эксперименты. У нас в планах есть совместный с Театральной Академией проект создания режиссерской лаборатории на базе театра. Ситуация в стране такова, что режиссеры предпочитают странствовать и ставить в разных городах, не желая брать на себя ответственность - творческую, гражданскую, материальную, социальную, - за большое количество людей. Поэтому обеспечением сложно переплетенной творческой, правовой и экономической составляющей современного театра необходимо заниматься менеджерам. В государстве так динамично меняется и право, и экономика, что иногда требуется определенная изобретательность для того, чтобы увязать существование театра под крылом государства и в то же время гибко, оперативно воспользоваться определенной творческой свободой. С одной стороны безусловное выполнение бюджета и плана, с другой оперативное принятие решений, необходимых для эффективной работы театра, для творчества. Менеджер также должен понимать, что удерживать артистов от творческих проектов на стороне невозможно и не нужно, тем более что из этого - в случае успеха - театр тоже извлечет пользу, благо это хорошая реклама и продвижение артистов и театра. И, конечно, мы хотим позволить им просто заработать, законным образом совмещая творчество в театре, кино и на телевидении. А в отсутствие главного режиссера выходом может стать режиссерская лаборатория, где будут прорастать какие-то новые, оригинальные идеи и замыслы, из которых театр сможет выбирать. Сейчас ощутим недостаток спектаклей для подростков, юношества, а молодежь хочет увидеть и услышать со сцены самих себя, отражение своих мыслей и чувств, неслучайно так силен был интерес к фестивалю «Новой драмы», проходившему в наших стенах. Правда, наш театр отвергает язык улицы, грубоватый, непричесанный, а режиссерская лаборатория при театре поможет, не поступаясь принципами, удовлетворить молодежный спрос. Снова сошлюсь на опыт В.Б. Пази, который всегда приветствовал приход в театр молодежи, в частности Юрия Бутусова, радовался его стремительным успехам, никогда не ревновал и не боялся конкуренции. Пази знал истину: отдающий - получает. Кроме уже заявленных молодых постановщиков этого сезона (Антон Коваленко и Гарольд Стрелков) у нас будет пробовать свои силы Роман Ильин, ученик Тростянецкого, ведутся переговоры с Иваном Поповски, учеником Фоменко. Нам нужны разные творческие «инъекции», от разных театральных школ и направлений, чем красочнее палитра - тем мы будем творчески богаче!
По итогам прошлого года наш театр в числе нескольких других был отмечен специальной премией Правительства Санкт-Петербурга, которой мы порадуем своих артистов. Должен сказать, что плавание без лоцмана в бурном театральном море дается нам нелегко, но мы всегда ощущаем поддержку города. Губернатор и Администрация Санкт-Петербурга, Комитет по культуре проявляют самое пристальное внимание к нашему театру, не предпринимают поспешных шагов, демонстрируя бережное, профессиональное отношение к нему как к очень тонкому и чувствительному живому организму. Понимание особенностей театра, творческой специфики - вот что существенно нам помогает преодолевать трудности!
Беседу вела Людмила Сродникова