Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

КОНСЕРВНЫЕ БАНКИ В СТУДЕНОЙ ВОДЕ

Ирина Жукова,- «Зрительный ряд», 2009, № 14, 16 – 30 сентября

Напротив меня в вагоне метро беседуют две дамы преклонного возраста. Одна - просто почтенная, другая - почтенная во всех отношениях. Внезапно вагон останавливается, не докатившись до станции, и в тишине слышно, как первая говорит второй: «Женщины в Советском Союзе были счастливы!». И, помолчав немного, добавляет: «Потому что они не знали, как они несчастны!».
Этот эпизод вспомнился мне на премьерном спектакле Театра имени Ленсовета «Заповедник», первый акт которого - групповой портрет «счастливых женщин». Возможно, Василий Сенин, режиссер и автор инсценировки знаменитой повести Сергея Довлатова, ставил спектакль как раз о зыбкости, запутанности счастья и несчастья. Что сегодня назвать счастьем, а что бедой? И не поменяются ли они уже завтра местами?
Ведь «Заповедник» Сергей Довлатов написал (вернее, дописал и издал) в Нью-Йорке в 1983 году. К тому моменту он уже пять лет жил в эмиграции. И совсем скоро он скажет: «В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски». И покинутая страна стала Заповедником. А не только отдельно взятые Пушкинские горы, где Довлатов отслужил одно лето на экскурсоводческих тропах. Такая странная у нас страна, такой загадочный Заповедник, где все несчастны. Но выбравшись из него в мир цивилизованный - не заповедный - многие с удивлением обнаруживают, что были в Заповеднике счастливы. 
Но, похоже, для Василия Сенина, как и для Сергея Довлатова, «поиски счастья» - сюжет не драматический, а трагифарсовый. Фарсовые персонажи плывут в потоке абсурдности, которую считают нормой. А живой человек выглядит сумасшедшим именно потому, что вне всякой нормы. Артур Ваха, играющий главного героя (Бориса Алиханова) и определенно похожий на самого Довлатова, напоминает инопланетянина, изучающего чужую жизнь, полюбившего ее, но тоскующего по своей Земле, о которой уже подзабыл в своих космических странствиях. 
Правда, пока трагедия и фарс в спектакле не уравновесились. Легко дающийся актерам этой труппы фарс побеждает. Но не хотелось бы такой победы. Понятно, что «поддавать жару» актерам помогает и сам Довлатов, написавший: «Русский человек обыкновенный гвоздь вколачивает, и то с надрывом...». Но хочется помимо «жара» еще и «снега». И он во втором акте, заметим, есть. Трагедия наступает, великодушно оставляя пространство для иронии. 
Если ты, как зритель, имеешь дело с инсценировкой, то невольно «прикладываешь» литературное произведение к драматическому. Как там? Сходится? Не жмет? Не торчат нитки? Не потеряли ли автора при его «переселении» на сцену? На мой взгляд, автор переселился с комфортом. А идея ввести Пушкина, как «экскурсовода» по довлатовской прозе, абсолютно в духе самого автора. Впрочем, это и не Пушкин, а некий обобщенный образ, пьяная галлюцинация отверженного писателя. Уж если ты литератор, то у тебя непременно должно быть что-то общее с Пушкиным. Если уж не слава, то хотя бы боль. Вот такая навязчивая и болезненная галлюцинация - Александр Сергеевич везде и всюду. Олег Федоров как раз такого Пушкина и играет, разоблачая, поощряя, высмеивая и объясняя герою его самого. И это он сообщает зрителю - почти по секрету, - что «на свете счастья нет, а есть покой и воля...». Есть-то они есть, да где ж их взять...
«Заповедник» для целого поколения - произведение столь же культовое, как «Евгений Онегин» для пушкинолюбов. И Довлатов для многих кумир и светоч. Хотя не думаю, что роль «светоча» была ему близка. Уж очень часто и не без удовольствия «нырял» он в темные воды жизни. Но «заповедное» отношение и к самому Довлатову и к его прозе заставляет иных зрителей содрогаться от ужаса: классик, великий писатель ХХ века! и в таком неприглядном виде! и зачем тут Пушкин! и эти бесконечные пьянки! Хотя отсебятины в спектакле нет: все, что говорят герои, Довлатов написал. И даже похлеще. Иные уже навесили Василию Сенину ярлык: мол, глубины не разглядел, драмы не увидел. Но в том, возможно, и парадокс Довлатова - да и многих граждан той поры (как пьющих, так и непьющих), - что глупости они с упоением доводили до идиотизма, а драму - до анекдота. В сущности, чем тяжелее ситуация, тем охотнее мы, российские люди, превращаем ее в анекдот. Тем и спасаемся. 
А теперь о «любовной паре» - Борис (Артур Ваха) и его уже бывшая жена Таня (Анна Ковальчук). Впрочем, говоря опять-таки словами Довлатова: «Любовь - это для молодежи. Для военнослужащих и спортсменов... Тут все гораздо сложнее. Тут уже не любовь, а судьба». А судьбу сыграть еще сложнее, чем любовь. И надо заметить, что именно эту линию режиссер и автор инсценировки прочертил уж очень пунктирно, у Довлатова она весомее и пронзительнее. Хотя после нескольких сыгранных спектаклей не совсем ясно: то ли еще недозрело, то ли все-таки упущено и требует дополнительного внимания. Анне Ковальчук досталась роль героини, которую Довлатов называет «послушной» и «равнодушной». Поди - сыграй своё участие в «судьбе гения» с таким-то диагнозом. 
Но, мне кажется, что и «семейная» линия наберет силы, глубину и, если хотите, нежность, и уравновесит некоторый повышенный эмоциональный «надрыв» - например, у Олега Андреева в роли беллетриста Потоцкого. Вот Владимир Матвеев (Сорокин), Елена Маркина (Зина-Бисмарк), Евгений Филатов (Беляев), Виталий Куликов (Толик) - достойные примеры того, как удержать фарс, не опрокинув его в «капустник». Впрочем, и команда «счастливых женщин», служительниц пушкиногорского культа, во главе с Ларисой Луппиан чудно удерживается на той жанровой волне, которую режиссер для них создал. 
Василий Сенин выступает в спектакле и в качестве сценографа, и вот эта его роль для меня не однозначна: он явно перестарался с нагромождением деталей, и от этого на сцене возникает хаос, отвлекающий от сути происходящего. Аналогичное ощущение и от костюмов (художник Мария Брянцева), глядя на которые хочется порой сказать: «пересолили». 
Зато прекрасно работает «печатная машинка», отстукивающая на белых «листах» занавеса скупые афористичные заметки автора: «В один ручей нельзя войти дважды. Но можно сквозь толщу воды различить усеянное консервными банками дно». У глядящего есть варианты - что именно увидеть: грязные банки, воду, вечно бегущую к морю, или и то, и другое. Довлатов видел объемно, и спектакль к этой объемности стремится.
Освобожденные от социализма и рухнувшие в объятия капитализма мы, увы, не стали повально счастливыми. Потому что счастье зависит не от «измов», а от чего-то иного, что нам всем еще предстоит отыскать. Василий Сенин из режиссеров, готовых отправиться в поиск. Во всяком случае, мне понятно его послание: «Я родился в стране, которой теперь не существует: в 91-м она формально исчезла. Но люди-то остались. И сейчас я, как и все остальные, потерял чувство реальности. И уже не могу ответить, в какой стране живу - в той же самой или какой-то другой. Невозможно сказать, что все осталось по-прежнему. Или бесповоротно изменилось. Впечатление, что все мы подписали некий негласный договор - молчать на эту тему. Делать вид, что все хорошо, и светлое будущее не за горами. Но нельзя бесконечно не смывать в сортире и надеяться на дожди».
Да, во время спектакля мне не раз вспомнилось знаменитое: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!». Надеюсь, что эта «обратная связь» не случайность, а тот зрительский отклик, на который режиссер и рассчитывал. 
Впрочем, спектакль еще явно будет дозревать, а значит меняться. И мне уже любопытно, каким он станет в недалеком будущем. Прошу места в партере!
P.S. Закончив эти заметки, я вдруг поняла, что сегодня - 24 августа, и со дня смерти Довлатова прошло ровно 19 лет. Как мало мы изменились. То ли горе никак не закончится, то ли счастье никак не залить...
Ирина Жукова

Мой амаркорд

10 декабря на Большой сцене состоится творческий вечер н.а.России Семёна СТРУГАЧЁВА «МОЙ АМАРКОРД», посвященный 60-летию актера.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в афише ноября произошли изменения! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Гастроли

С 14 по 16 сентября в рамках федеральной программы Министерства культуры России  «Большие гастроли» спектакли «Я боюсь любви», «Ревизор» и «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» будут показаны в Великом Новгороде на сцене академического театра драмы им.Ф.М.Достоевского.

Открытие сезона

9 сентября спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь.» театр открыл 84-й сезон. На традиционном сборе коллектива были объявлены планы на новый сезон.

Подробнее

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Пожалуйста, обратите внимание: вместо назначенной премьеры спектакля «Тартюф» состоятся другие спектакли. Билеты действительны или подлежат возврату в кассу театра. Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр