"Бульвар преступлений". Театр им. Ленсовета Пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта предпослано посвящение Жан-Полю Бельмондо, звучащее возвышенно, трогательно и искренне: "...наш общий сон о Фредерике Леметре, которого он мечтал сыграть, а я выразить в слове, поскольку само звучание этого имени для всех нас, людей театра, олицетворяет любовь к нашей профессии". Может быть, именно это сочетание возвышенности, трогательности и искренности делает пьесу сложной и простой одновременно. По крайней мере, несколько лет в разных переводах бродит этот "сон" о Фредерике Леметре по просторам российских театров, но поставлен едва ли не впервые на сцене Театра им.Ленсовета Владиславом Пази (перевод Ирины Мягковой, художник Алла Коженкова, композитор Евгений Стецюк, балетмейстер Резеда Гаянова). Для того чтобы воплотить эту удивительную театральную фантазию на сцене, необходим очень сильный артист с завораживающим обаянием, способный на импровизацию, музыкальный, пластичный, заразительный и - что еще важнее! - способный на иронию по отношению к самому себе и происходящему вокруг. Сергей Мигицко, играющий Леметра, - именно такой артист: с обликом Фернанделя, с собственным театральным амплуа, не умещающимся в стандартные рамки, с удивительной нежностью и безудержным юмором. Для того чтобы спектакль, длящийся почти четыре часа, захватывал, нужна сильная, разнохарактерная труппа. И наконец, необходим режиссер, в котором удивительным образом сочетаются высокая сценическая культура, безумная любовь к театру, к каждому обитающему в нем характеру, к любой детали быта, обостренная нежность и - ирония. Владислав Пази - именно такой режиссер. Фойе превращено в парижский бульвар Тампль, прозванный Бульваром Преступлений, усыпанный опавшей листвой (как не вспомнить старый шлягер в исполнении Ива Монтана!). Мы чинно рассаживаемся на скамейках и наблюдаем "парижскую жизнь": вот прошла проститутка, улыбаясь всем одновременно и цепко выглядывающая щедрого клиента. Вот уличные акробаты демонстрируют чудеса гибкости. Вот жонглер останавливается прямо перед тобой, посылая воздушные поцелуи. Вот спокойно прогуливающиеся полицейские схватили мальчишку и утаскивают его с бульвара, а он все пытается выкрикнуть: "Да здравствует Республика!.." Вот зазвучала музыка, и гибкая юная Эсмеральда ударила в бубен, закружившись в танце. И не хочешь, а ощутишь себя в маленьком парижском театре после подобного "предисловия". Потому сразу, без малейшего сопротивления, поддаешься восторгу мальчика, оказавшегося со своей матерью-прачкой на пустой сцене театра; он видит огромное, усыпанное звездами небо, ощущает под ногами чуть поскрипывающие подмостки и шепчет: "Как красиво... я хотел бы здесь остаться..." Эта высокая и удивительно чистая нота оборвется, спрячется куда-то в глубину; промелькнут невидимые для нас десятилетия, и возникнет закулисье, кажущееся волшебным только на расстоянии. По привычке завязанные и длящиеся романы, грубый грим, бездарные драматурги, творчество которых перекраивается на ходу, импровизации, рождающиеся из самого наималейшего импульса. И конечно же, прекрасные поклонницы, которые стремятся из своих лож проникнуть в таинство кулис. В спектакле Владислава Пази словно в зеркалах гримировального столика, отражающих три ракурса, проступают все возможные театральные характеры и штампы одновременно: буйный кутила-премьер, являющийся на репетицию, когда ему вздумается, мегера-премьерша, не дающая ходу молодым (Лариса Луппиан в роли мадемуазель Жорж не боится быть немолодой, некрасивой, занудной, тем ослепительнее ее превращение в финале, когда, увлекшись молодым поклонником, звезда театра покидает сцену), зачумленный, но не забывающий о необходимой лести директор Гарель (Олег Леваков) с огненно-рыжими пышными усами, герой-любовник со своим чудовищным говором провинциала, влюбленный лишь в себя самого (Олег Андреев), вездесущий привратник Пипле (Евгений Филатов), вечно мерзнущий, закутанный, словно кочан капусты, незаменимый помреж Антуан (Александр Новиков)... Все это манит, раздражает и подобно магниту притягивает самых разных людей из нетеатрального пространства. Начинающий драматург Му де Звон (блистательно сыгранный Семеном Стругачевым) приносит сюда свою бездарную пьесу, из которой артисты с веселым задором и совсем не добрым юмором лепят "хит"; именно сюда так и тянет графа де Пийемана (Александр Сулимов), которому необходим успех не в "Комеди Франсез", а здесь, на бульваре, где играет бесподобный Фредерик Леметр. Здесь сгорает от наполовину придуманной любви к великому артисту дочь барона де Ремюза Береника (Александра Камчатова), и здесь же, в театре, Леметр отречется от нее, передав судьбу восторженной юной девушки герцогу Йоркскому (Георгий Траугот). Здесь все смешано, спутано, дышит ароматом духов и пудры, слез и пота. Невнятный сюжет, родившийся под пером Му де Звона, преображается в немыслимо смешные перипетии. Высказывания о критиках, которыми обмениваются в ложе драматург и директор, кажутся отнюдь не беззлобными импровизациями. Бурное веселье первого акта, чисто театрального, яркого, сменится во втором мелодраматической историей короткой любви Фредерика Леметра, стареющего лицедея, поддавшегося минутной иллюзии возможного счастья. Но прозрение наступит быстро, словно откровение прозвучат слова мадемуазель Жорж: "Мы - комедианты... мы знаем, что "никогда" - это только вздох, а "навсегда" - только желание..." - и жизнь Фредерика Леметра стремительно понесется к закату. "Оставьте нам сцену, а мы оставляем вам жизнь", - обратится он к реальному зрительному залу так горько и пронзительно, что на миг остановится дыхание. Как и у него самого, словно поперхнувшегося хриплым выдохом: "Береника... Береника..." И почудится внезапно, что не только великий Фредерик Леметр прощается со своей любовью по имени Береника, но и мы прощаемся с огромной романтической традицией в театре, а значит, и жизни. Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ