Top.Mail.Ru

«Колымские рассказы» Варлама Шаламова на сцене Театра им.Ленсовета

Татьяна Преснякова,- «ДИАЛОГ-ПОКОЛЕНИЙ.РФ», 05.06.2021

30 мая 2021 года на Камерной сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета состоялся премьерный показ моноспектакля «Колымские рассказы» по произведениям известного советского прозаика и поэта Варлама Шаламова в постановке режиссера Максима Фомина.

К  сожалению, сегодня творчество Шаламова не очень популярно. И это печально, потому что его рассказы могли бы от многого предостеречь нас сегодня.

Из театра я вышла абсолютно ошеломленной. И даже не сразу смогла понять причину этого, но через какое-то время я осознала, что во мне заговорила генетическая память.

ГУЛАГ — страшные страницы нашей общей истории. Так много людей прошли через лагеря, а те, кто не прошел, боялись, что следующими могли стать они или их близкие.

Выжить в лагере и остаться при этом человеком было сродни чуду. Система лагерей ломала человека, полностью подавляла и подчиняла его волю. Страх, боль, лишения, унижения, отсутствие каких-либо прав и связи с родными, безнаказанность властьимущих, высокая смертность, постоянный голод, болезни, усталость, необходимость изворачиваться и врать, чтобы получить хоть малейшее послабление приводили к необратимым последствиям.

Если говорить о колымских лагерях, то они были самыми бесчеловечными в отношении заключённых. Адский холод прекрасно дополнял эту картину. Как будто вечная мерзлота буквально на физическом уровне вытравливала все живое в сердцах людей.

Удивительно, как при этом оставались те, кто пройдя через этот ад, сохранили свою душу и не сломались. А были и те, кто в итоге нашел в себе силы и смелость рассказать правду о пережитом. Одним из них был Варлам Шаламов.

Его слова, которые он в 1962 году адресовал А. Солженицыну, максимально точно отражают суть его творчества после заключения: «Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты видел ‐ надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

Во время спектакля я вспомнила историю Виктора Франкла, венгерского психиатра, который прошел через концентрационные лагеря и также нашел силы не только выжить, но и передать свой опыт людям.

«Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах», — слова из его книги «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере».

«Колымские рассказы» — невероятно сильный и честный спектакль! Огромную роль в том, какое впечатление он производит на зрителей, сыграла инсценировка Марка Овчинникова, исполнителя главной роли в спектакле. Свет софита, список заключённых, который казался бесконечным, полумрак, музыка Всеволода Задерацкого, который сочинял ее в заключении, металлическая скамья и Марк, который максимально точно передал весь ужас происходящего в лагерях.

Истории, которые читал Марк, звучали отстранённо и безэмоционально. Да и как могло быть иначе?! Именно так говорят о пережитых ужасах люди, которые пытаются не сойти от этого с ума. Это звучание переворачивает все внутри.

Скажу честно, половину спектакля я плакала, а другую — невольно вспоминала то, через что прошли мои родные. Они так и не смогли рассказать мне о своем прошлом. Правду я смогла узнать позже из документов, которые обнаружила в архиве. При этом у меня был только один вопрос: как они смогли справиться с этим? Как в итоге родилась моя мама, а потом и я? Казалось, все что было тогда пережито, никак не совместимо с жизнью…

Низкий поклон Марку Овчинникову за этот спектакль! Его игра — это мощь! То, что он делает на сцене в этом спектакле , абсолютно уникально. У меня до сих пор мурашки при воспоминании о его игре. На сцене лишь пустота, но Марк заполнил ее голосами людей, у которых не было права говорить. При этом он был так погружен в материал, что в реальность после окончания спектакля было крайне сложно вернуться.

Читая рассказы, он смотрел зрителям прямо в глаза. Этот взгляд проникал в самую душу. И я даже не знаю, от чего сильнее меня пробирала дрожь: от его взгляда, или от ощущения жуткого холода, который Марк воссоздал на сцене.

Зная о том, что пережили тогда заключенные, через что прошли наши с вами предки, становится невыносимо стыдно за себя. Это мерило силы духа и стремление обрести смысл в своем существовании, остро необходимы каждому из нас. Именно поэтому я вернусь на этот спектакль вновь.

Я считаю, что мы должны помнить то, на что способен человек, который теряет общечеловеческие ориентиры. Как и о том, на что способен человек, который эти ценности, несмотря ни на что, сохраняет. Со страниц своих книг Варлам Шаламов напоминает нам о том, что выбор, кем быть, всегда лежит только на нас.

 /Татьяна Преснякова/