Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Когда ты искренен, это находит отклик в сердцах зрителей»

Александр Островский,- "Русская Германия" № 35, 2011. Дата публикации: 02.09.2011

Народный артист России Сергей Мигицко - актёр ярко выраженного комедийного дарования. Его игру отличает необычная экспрессия, тонкий психологизм и глубокое проникновение в роль. Сергей Григорьевич - ведущий актёр театра им. Ленсовета, которому он бесконечно предан уже более трёх десятков лет.

 
- Вы родились в Одессе, в театральный институт поступили в Ленинграде. А что же море, оно совсем не привлекало вас?

- Когда я приехал в Ленинград поступать в театральный институт, то первым делом поинтересовался: «Где у вас море?» Оказалось, оно было рядом, институтское общежитие находилось в гавани, на Васильевском острове, и когда я увидел Финский залив, понял, что попал по назначению. Как и всех одесских мальчишек, море манило меня, кружил голову его запах, и сейчас помню многие морские термины. Но я плохо переносил шторм. Возможно, по этой причине так и не стал моряком.

- Курсом, на котором вы учились, руководил Игорь Владимиров, многие годы возглавлявший театр им. Ленсовета. Что вы можете вспомнить об этом выдающемся режиссёре?

- Я отлично помню своего мастера и те уроки, которые он нам преподал. Игорь Петрович открыл нам путь в большую творческую жизнь. Он заразил нас своим вдохновением, искромётным талантом, неукротимой энергией, отточенным чувством юмора. На приёмном экзамене в театральный институт Владимиров попросил меня пофамильно перечислить всех обитателей «Вороньей слободки» из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Думаю, что на такой вопрос не смог бы ответить даже Остап Бендер, ведь жильцов там было великое множество. Игорь Петрович любил пошутить.

- А на сцену вместе с Алисой Фрейндлих вам довелось выходить?

- Да. Мы играли вместе в нескольких спектаклях. Не могу сказать, что наше партнёрство оказалось равноценным. Алиса Бруновна была и остаётся звездой первой величины. Я не могу забыть огромные очереди в кассу театра Ленсовета, когда Алиса Фрейндлих играла, например, в таких постановках, как «Дульсинея Тобосская» или «Укрощение строптивой». Я неоднократно наблюдал, как она работает, как входит в образ, какое количество эмоций тратит на сцене, независимо от того, играла ли она большую или второстепенную роль. Алиса Бруновна - актриса, которой невозможно не восхищаться.

- В спектакле «Дракон» по пьесе Евгения Шварца вы играете коварного злодея, личность малоприятную. Вам удалось найти в нём что-то положительное?

- В «Драконе» я поставил перед собой задачу показать не отвратительного персонажа, а наоборот, диктатора обаятельного, откровенного, порой сентиментального и увлекающегося, ценителя и любителя искусства. Ко мне подходили зрители и говорили: «Как жаль вашего героя». Он вызывал у них сочувствие. Фигура дракона получилась неоднозначная, именно таким мне и хотелось его сыграть. К сожалению, не могу показать вам отрывок из этого спектакля, его надо смотреть полностью.

- Какой из идущих сейчас в театре спектаклей с вашим участием особенно вам дорог?

- Пожалуй, «Ревизор». Ещё будучи совсем молодым человеком, я сыграл Хлестакова в фильме Гайдая «Инкогнито из Петербурга». А когда в театре мне предложили роль городничего, я стал отказываться. Ну какой из меня градоначальник? Но став репетировать, я понял, как велик Гоголь, как много в нём неразгаданного, что предстоит ещё только открыть следующим поколениям. Отмечу и спектакль «Фредерик, или Бульвар Преступлений», в котором играю главную роль. (За роли Фредерика и городничего актёр был удостоен высшей петербургской театральной премии «Золотой софит». - А. О.).

- А антрепризу «Шестеро в пижамах» не хотели бы показать зрителям в Германии?

- Я же не продюсер. (Улыбается.) Но, на мой взгляд, эта пьеса забавная и остроумная. Зрители всё время смеются, но когда наступает развязка, публика замирает, ей есть о чём задуматься. С удовольствием сыграл бы в этом спектакле для наших соотечественников в Германии.

- Вы снялись более чем в тридцати фильмах, но в одном из интервью сказали, что не считаете себя киноактёром. Нет ли здесь противоречия?

- Видите ли, кино и театр - разные виды искусства. Чувства играешь одни и те же, а вот способ их выражения неодинаков. Мне нравится сниматься в кино, хотя процесс этот сложный и кропотливый. Но всё же театр я люблю больше. Меня привлекает пространство зрительного зала, живой контакт со зрителем, когда его можно «потрогать», уловить его реакцию, услышать аплодисменты публики.

- В фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» вы сыграли главную роль. Но она, кажется, предназначалась другому?

- С Эльдаром Александровичем мы были знакомы, и как-то встретились на юбилее одного известного человека. Он подозвал меня и сказал, что собирается снимать фильм об Андерсене, но чтобы о главной роли я даже не мечтал. Он предложил мне совсем иную, небольшую роль, и только потом, увидев меня в гриме, разглядел во мне Андерсена. Однако пробы походили очень скрупулёзно, в моей практике такого никогда не было. Я десять раз приезжал в Москву, и наконец-то меня утвердили. Я сыграл гениального сказочника, который находился уже в зрелом возрасте. (Андерсена в молодости сыграл артист театра Ленком Станислав Рядинский. - А. О.). На его долю выпало множество тяжких испытаний: безответная любовь, одиночество, конфликт с семьёй. Как и многие гениальные люди, Андерсен был странной и удивительной личностью. Я благодарен Эльдару Александровичу за то, что он поверил в меня и дал шанс воплотить на экране интересный и запоминающийся образ столь выдающегося человека.

- То, что вы одессит, помогло вам сыграть роль налётчика Мони Артиллериста в фильме «Искусство жить в Одессе»?

- Конечно. Я очень люблю Бабеля - писателя, который мне близок. В этой картине подобралась очень хорошая компания, и хотя не все артисты были одесситами, но они невольно пропитались особым духом и атмосферой этого замечательного города. Несколько лет тому назад я снимался для телевидения в публицистической четырёхсерийной картине об Одессе. Исполнял роль ведущего, я заходил во дворы, где проходили съёмки фильма «Искусство жить в Одессе». Я говорил о Бабеле, о Бене Крике, о времени, которое безвозвратно ушло от нас.

- Вас называют российским Фернанделем. Как вы относитесь к такому сравнению?

- Так меня стали называть ещё во время учёбы в театральном институте. Я считаю Фернанделя величайшим артистом, сравнение с которым для меня лестно. Перед его именем я низко склоняю голову.

- На телеканале «Культура» вы ведёте передачу «Кто в доме хозяин». А как бы вы сами ответили на такой вопрос?

- Жаль (улыбается), если бы я знал, что будет такое интервью, то привёз бы вам диск с записью моей программы «О себе», в которой я, ведущий, беру интервью сразу у двух Мигицко - одессита и петербуржца. В ней было много юмора, и зрителям она очень понравилась. У меня в доме царит демократия, хозяев нет. Сказать, что главный у нас - кот, не могу, хотя этот негодяй нас часто смешит и проделывает порой головокружительные трюки. Вот только мышей не ловит, их у нас нет. Я занимаюсь искусством, а жена - домом. Старшая дочь работает в Ленкоме у Марка Анатольевича Захарова, а младшая учится, она в составе команды стала чемпионкой мира по акробатическому рок-н-роллу.

- Немногим футбольным болельщикам игроки посвящают рекордный гол. Вы, по-моему, являетесь приятным исключением?

- Вы и это знаете? У меня есть друзья не только в артистическом, но и в спортивном мире. Среди них и молодые люди. Я дружу с Сашей Кержаковым, он не только талантливый футболист, но и интересный собеседник, который увлекается театром и литературой, сам пишет книги. Я часто подшучиваю над ним, а он надо мной. Как-то он пообещал, что если забьёт гол в мой день рождения, то посвятит его мне. И он действительно забил, причём сделал это мастерски и очень красиво. Мне в дни рождения преподносили разные подарки: одежду, парфюмерию, часы, но столь оригинальный я получил впервые.

- Вы капитан футбольной команды театра Ленсовета. Правда ли, что однажды вам как лучшему игроку вручили приз - надувную женщину в шортах «Зенита»?

- В Петербурге каждый год проходят два футбольных турнира: один памяти выдающегося артиста Кирилла Лаврова, второй - чемпионат среди театральных коллективов. Футбольная команда нашего театра принимала коллег из театра им. Комиссаржевской. Среди них было много молодых артистов, которые и привезли эту резиновую женщину. Когда я только на секунду взял её в руки, меня в тот же момент и запечатлел кто-то из фотокорреспондентов. Нет-нет, к этой женщине я никакого отношения не имею. (Смеётся.)

- Скажите, а как произошло, что Михаил Боярский носил майку с надписью «Мигицко - мой учитель»?

- Мы с ним поспорили, кто победит в финале чемпионата мира по футболу, Франция или Бразилия. Я поставил на Бразилию и проиграл. По условиям спора я разделся до плавок, обмотал вокруг себя три куска материи цветов французского флага и в таком виде пробежал мимо французского консульства, распевая «Марсельезу». В другой раз повезло уже мне, спор - уж не помню по поводу какого матча - выиграл я, и Миша был вынужден надеть на себя майку, на которой красовалась надпись «Мигицко - мой учитель». Он хранит её до сих пор.

- Я слышал, что в Петербурге в этом году с большим размахом отметили День смеха - 1 апреля. Вы участвовали в этом празднике?

- Клуб одесситов, отделение которого есть в Петербурге, украинское землячество и клоун-мим-театр «Мимигранты» организовали красочный карнавал, посвящённый не только 1 апреля, но и 202-летию Н. В. Гоголя. Меня назначили распорядителем праздника, и я в костюме городничего из «Ревизора» встречал с оркестром приехавшего из Полтавы именинника. Загримированный под Гоголя артист был очень похож на великого писателя и обращался к публике на русском и украинском языках. В Петропавловской крепости мне доверили выстрелить из пушки, но хорошо, что предварительно провели инструктаж. Бабахнула она не слабо, и чтобы не оглохнуть, пришлось широко открыть рот. А ещё было шествие по городу, возложение цветов к памятнику Гоголю, праздничный концерт в Александровском саду, автобусная экскурсия по гоголевским местам.

- Любите ли вы розыгрыши, и часто ли разыгрывали вас?

- Я наивный человек, и разыграть меня нетрудно. Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского, однажды сказала мне, что утверждена на роль футбольного тренера женской команды, а поскольку в спорте она разбирается слабо, то просит меня хоть немного научить её обращаться с мячом. В репетиционном зале Луппиан появилась в спортивном костюме, и я стал показывать ей элементарные футбольные приёмы. Занятие, как оказалось, пустое и бесполезное: Лариса всё делала с точностью наоборот. Я, не понимая, что происходит, стал заводиться, ругаться и тут... раздвинулась занавеска, показалась кинокамера. Это была телепрограмма «Звёздный розыгрыш».

- Вы проводите творческие вечера. Что больше всего интересует зрителей?

- Мне задают множество вопросов, а я стараюсь проводить наши встречи неформально, стирая грань между мной и залом. Бывают и каверзные вопросы, и всё-таки я всегда стремлюсь удовлетворить интерес публики: как я учился, как жил, кто были мои учителя, и есть ли у меня кумиры. Когда ты искренен, это находит отклик в сердцах зрителей.

- О себе вы как-то сказали: «Если по улице идёт мужчина непонятного возраста, непонятно во что одет и каждую идущую мимо женщину провожает до горизонта взглядом, это я». Продолжаете заглядываться на женщин, Сергей Григорьевич?

- Потрясающий человек Алексей Блинов, который работает в пресс-службе футбольного клуба «Зенит» и, вероятно, известен вам по телепередаче «Что? Где? Когда?», заметил, что у меня очень интересный стиль одежды. Мне стало смешно. Какой там стиль, я ведь джинсы стал носить слишком поздно, раньше у меня на них не было денег. Теперь джинсы и куртка - моя любимая одежда. А что касается женщин, то, наверное, и вы заглядываетесь на них в свободное от работы время?

 

 
Редакция благодарит Марину Аренс за содействие в организации интервью

 

 

 

 
Александр Островский

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр