Народный артист России Сергей Мигицко - актёр ярко выраженного комедийного дарования. Его игру отличает необычная экспрессия, тонкий психологизм и глубокое проникновение в роль. Сергей Григорьевич - ведущий актёр театра им. Ленсовета, которому он бесконечно предан уже более трёх десятков лет.
- Вы родились в Одессе, в театральный институт поступили в Ленинграде. А что же море, оно совсем не привлекало вас?
- Когда я приехал в Ленинград поступать в театральный институт, то первым делом поинтересовался: «Где у вас море?» Оказалось, оно было рядом, институтское общежитие находилось в гавани, на Васильевском острове, и когда я увидел Финский залив, понял, что попал по назначению. Как и всех одесских мальчишек, море манило меня, кружил голову его запах, и сейчас помню многие морские термины. Но я плохо переносил шторм. Возможно, по этой причине так и не стал моряком.
- Курсом, на котором вы учились, руководил Игорь Владимиров, многие годы возглавлявший театр им. Ленсовета. Что вы можете вспомнить об этом выдающемся режиссёре?
- Я отлично помню своего мастера и те уроки, которые он нам преподал. Игорь Петрович открыл нам путь в большую творческую жизнь. Он заразил нас своим вдохновением, искромётным талантом, неукротимой энергией, отточенным чувством юмора. На приёмном экзамене в театральный институт Владимиров попросил меня пофамильно перечислить всех обитателей «Вороньей слободки» из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Думаю, что на такой вопрос не смог бы ответить даже Остап Бендер, ведь жильцов там было великое множество. Игорь Петрович любил пошутить.
- А на сцену вместе с Алисой Фрейндлих вам довелось выходить?
- Да. Мы играли вместе в нескольких спектаклях. Не могу сказать, что наше партнёрство оказалось равноценным. Алиса Бруновна была и остаётся звездой первой величины. Я не могу забыть огромные очереди в кассу театра Ленсовета, когда Алиса Фрейндлих играла, например, в таких постановках, как «Дульсинея Тобосская» или «Укрощение строптивой». Я неоднократно наблюдал, как она работает, как входит в образ, какое количество эмоций тратит на сцене, независимо от того, играла ли она большую или второстепенную роль. Алиса Бруновна - актриса, которой невозможно не восхищаться.
- В спектакле «Дракон» по пьесе Евгения Шварца вы играете коварного злодея, личность малоприятную. Вам удалось найти в нём что-то положительное?
- В «Драконе» я поставил перед собой задачу показать не отвратительного персонажа, а наоборот, диктатора обаятельного, откровенного, порой сентиментального и увлекающегося, ценителя и любителя искусства. Ко мне подходили зрители и говорили: «Как жаль вашего героя». Он вызывал у них сочувствие. Фигура дракона получилась неоднозначная, именно таким мне и хотелось его сыграть. К сожалению, не могу показать вам отрывок из этого спектакля, его надо смотреть полностью.
- Какой из идущих сейчас в театре спектаклей с вашим участием особенно вам дорог?
- Пожалуй, «Ревизор». Ещё будучи совсем молодым человеком, я сыграл Хлестакова в фильме Гайдая «Инкогнито из Петербурга». А когда в театре мне предложили роль городничего, я стал отказываться. Ну какой из меня градоначальник? Но став репетировать, я понял, как велик Гоголь, как много в нём неразгаданного, что предстоит ещё только открыть следующим поколениям. Отмечу и спектакль «Фредерик, или Бульвар Преступлений», в котором играю главную роль. (За роли Фредерика и городничего актёр был удостоен высшей петербургской театральной премии «Золотой софит». - А. О.).
- А антрепризу «Шестеро в пижамах» не хотели бы показать зрителям в Германии?
- Я же не продюсер. (Улыбается.) Но, на мой взгляд, эта пьеса забавная и остроумная. Зрители всё время смеются, но когда наступает развязка, публика замирает, ей есть о чём задуматься. С удовольствием сыграл бы в этом спектакле для наших соотечественников в Германии.
- Вы снялись более чем в тридцати фильмах, но в одном из интервью сказали, что не считаете себя киноактёром. Нет ли здесь противоречия?
- Видите ли, кино и театр - разные виды искусства. Чувства играешь одни и те же, а вот способ их выражения неодинаков. Мне нравится сниматься в кино, хотя процесс этот сложный и кропотливый. Но всё же театр я люблю больше. Меня привлекает пространство зрительного зала, живой контакт со зрителем, когда его можно «потрогать», уловить его реакцию, услышать аплодисменты публики.
- В фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» вы сыграли главную роль. Но она, кажется, предназначалась другому?
- С Эльдаром Александровичем мы были знакомы, и как-то встретились на юбилее одного известного человека. Он подозвал меня и сказал, что собирается снимать фильм об Андерсене, но чтобы о главной роли я даже не мечтал. Он предложил мне совсем иную, небольшую роль, и только потом, увидев меня в гриме, разглядел во мне Андерсена. Однако пробы походили очень скрупулёзно, в моей практике такого никогда не было. Я десять раз приезжал в Москву, и наконец-то меня утвердили. Я сыграл гениального сказочника, который находился уже в зрелом возрасте. (Андерсена в молодости сыграл артист театра Ленком Станислав Рядинский. - А. О.). На его долю выпало множество тяжких испытаний: безответная любовь, одиночество, конфликт с семьёй. Как и многие гениальные люди, Андерсен был странной и удивительной личностью. Я благодарен Эльдару Александровичу за то, что он поверил в меня и дал шанс воплотить на экране интересный и запоминающийся образ столь выдающегося человека.
- То, что вы одессит, помогло вам сыграть роль налётчика Мони Артиллериста в фильме «Искусство жить в Одессе»?
- Конечно. Я очень люблю Бабеля - писателя, который мне близок. В этой картине подобралась очень хорошая компания, и хотя не все артисты были одесситами, но они невольно пропитались особым духом и атмосферой этого замечательного города. Несколько лет тому назад я снимался для телевидения в публицистической четырёхсерийной картине об Одессе. Исполнял роль ведущего, я заходил во дворы, где проходили съёмки фильма «Искусство жить в Одессе». Я говорил о Бабеле, о Бене Крике, о времени, которое безвозвратно ушло от нас.
- Вас называют российским Фернанделем. Как вы относитесь к такому сравнению?
- Так меня стали называть ещё во время учёбы в театральном институте. Я считаю Фернанделя величайшим артистом, сравнение с которым для меня лестно. Перед его именем я низко склоняю голову.
- На телеканале «Культура» вы ведёте передачу «Кто в доме хозяин». А как бы вы сами ответили на такой вопрос?
- Жаль (улыбается), если бы я знал, что будет такое интервью, то привёз бы вам диск с записью моей программы «О себе», в которой я, ведущий, беру интервью сразу у двух Мигицко - одессита и петербуржца. В ней было много юмора, и зрителям она очень понравилась. У меня в доме царит демократия, хозяев нет. Сказать, что главный у нас - кот, не могу, хотя этот негодяй нас часто смешит и проделывает порой головокружительные трюки. Вот только мышей не ловит, их у нас нет. Я занимаюсь искусством, а жена - домом. Старшая дочь работает в Ленкоме у Марка Анатольевича Захарова, а младшая учится, она в составе команды стала чемпионкой мира по акробатическому рок-н-роллу.
- Немногим футбольным болельщикам игроки посвящают рекордный гол. Вы, по-моему, являетесь приятным исключением?
- Вы и это знаете? У меня есть друзья не только в артистическом, но и в спортивном мире. Среди них и молодые люди. Я дружу с Сашей Кержаковым, он не только талантливый футболист, но и интересный собеседник, который увлекается театром и литературой, сам пишет книги. Я часто подшучиваю над ним, а он надо мной. Как-то он пообещал, что если забьёт гол в мой день рождения, то посвятит его мне. И он действительно забил, причём сделал это мастерски и очень красиво. Мне в дни рождения преподносили разные подарки: одежду, парфюмерию, часы, но столь оригинальный я получил впервые.
- Вы капитан футбольной команды театра Ленсовета. Правда ли, что однажды вам как лучшему игроку вручили приз - надувную женщину в шортах «Зенита»?
- В Петербурге каждый год проходят два футбольных турнира: один памяти выдающегося артиста Кирилла Лаврова, второй - чемпионат среди театральных коллективов. Футбольная команда нашего театра принимала коллег из театра им. Комиссаржевской. Среди них было много молодых артистов, которые и привезли эту резиновую женщину. Когда я только на секунду взял её в руки, меня в тот же момент и запечатлел кто-то из фотокорреспондентов. Нет-нет, к этой женщине я никакого отношения не имею. (Смеётся.)
- Скажите, а как произошло, что Михаил Боярский носил майку с надписью «Мигицко - мой учитель»?
- Мы с ним поспорили, кто победит в финале чемпионата мира по футболу, Франция или Бразилия. Я поставил на Бразилию и проиграл. По условиям спора я разделся до плавок, обмотал вокруг себя три куска материи цветов французского флага и в таком виде пробежал мимо французского консульства, распевая «Марсельезу». В другой раз повезло уже мне, спор - уж не помню по поводу какого матча - выиграл я, и Миша был вынужден надеть на себя майку, на которой красовалась надпись «Мигицко - мой учитель». Он хранит её до сих пор.
- Я слышал, что в Петербурге в этом году с большим размахом отметили День смеха - 1 апреля. Вы участвовали в этом празднике?
- Клуб одесситов, отделение которого есть в Петербурге, украинское землячество и клоун-мим-театр «Мимигранты» организовали красочный карнавал, посвящённый не только 1 апреля, но и 202-летию Н. В. Гоголя. Меня назначили распорядителем праздника, и я в костюме городничего из «Ревизора» встречал с оркестром приехавшего из Полтавы именинника. Загримированный под Гоголя артист был очень похож на великого писателя и обращался к публике на русском и украинском языках. В Петропавловской крепости мне доверили выстрелить из пушки, но хорошо, что предварительно провели инструктаж. Бабахнула она не слабо, и чтобы не оглохнуть, пришлось широко открыть рот. А ещё было шествие по городу, возложение цветов к памятнику Гоголю, праздничный концерт в Александровском саду, автобусная экскурсия по гоголевским местам.
- Любите ли вы розыгрыши, и часто ли разыгрывали вас?
- Я наивный человек, и разыграть меня нетрудно. Лариса Луппиан, жена Михаила Боярского, однажды сказала мне, что утверждена на роль футбольного тренера женской команды, а поскольку в спорте она разбирается слабо, то просит меня хоть немного научить её обращаться с мячом. В репетиционном зале Луппиан появилась в спортивном костюме, и я стал показывать ей элементарные футбольные приёмы. Занятие, как оказалось, пустое и бесполезное: Лариса всё делала с точностью наоборот. Я, не понимая, что происходит, стал заводиться, ругаться и тут... раздвинулась занавеска, показалась кинокамера. Это была телепрограмма «Звёздный розыгрыш».
- Вы проводите творческие вечера. Что больше всего интересует зрителей?
- Мне задают множество вопросов, а я стараюсь проводить наши встречи неформально, стирая грань между мной и залом. Бывают и каверзные вопросы, и всё-таки я всегда стремлюсь удовлетворить интерес публики: как я учился, как жил, кто были мои учителя, и есть ли у меня кумиры. Когда ты искренен, это находит отклик в сердцах зрителей.
- О себе вы как-то сказали: «Если по улице идёт мужчина непонятного возраста, непонятно во что одет и каждую идущую мимо женщину провожает до горизонта взглядом, это я». Продолжаете заглядываться на женщин, Сергей Григорьевич?
- Потрясающий человек Алексей Блинов, который работает в пресс-службе футбольного клуба «Зенит» и, вероятно, известен вам по телепередаче «Что? Где? Когда?», заметил, что у меня очень интересный стиль одежды. Мне стало смешно. Какой там стиль, я ведь джинсы стал носить слишком поздно, раньше у меня на них не было денег. Теперь джинсы и куртка - моя любимая одежда. А что касается женщин, то, наверное, и вы заглядываетесь на них в свободное от работы время?
Редакция благодарит Марину Аренс за содействие в организации интервью
Александр Островский