«Нагим пришел я в этот мир и нагим уйду из него»
Сервантес, «Дон Кихот»
Такого Бутусова вы точно не ждали. Непривычно тихий спектакль главного режиссера Театра им. Ленсовета – самый тихий спектакль из всех, что идут на сценах Петербурга и Москвы. Во время творческой встречи на лаборатории МХТ им. Чехова «Современный актер в современном театре» Юрий Бутусов признался, что собирается ставить пьесы Ивана Вырыпаева. Сегодня все как сговорились – ставят Вырыпаева. Но выбор режиссера остановился на поэтическом тексте норвежского драматурга Юна Фоссе «Сон об осени». Правда, это сновидение зрители видят наяву.
Осенью природа готовится погрузиться в спячку. Неблагодарное дело пересказывать сны: постоянно что-то ускользает, забывается. Жизнь представляется как сон, где человек застрял в бесконечном театре смертей и перерождений. Часть сцены выступает вперед, становясь круглой эстрадой. Пространство расширяется: художник Александр Шишкин создает линию горизонта, одновременно вытягивает край сцены. Черные шары под потолком – как души умерших людей – готовы воспарить на свободу.
Однажды на кладбище мужчина (Виталий Куликов) встречает женщину (Ольга Муравицкая). Женщина – его последняя любовь – словно смерть протягивает к нему руку. Кажется, неслучайно актриса Лаура Пицхелаури играет сразу две роли – матери и первой жены. Мать не хотела отпускать сына к другой женщине, упрекая за то, что он оставил жену и детей ради последней любви. Мать тревожилась: была уверена, что эта женщина уведет сына к смерти. Бывшая жена упрекала его за невнимательность к их сыну. Мужчина рад бы увидеть сына, вместе лепить фигуры из песка, он пришел бы на похороны бабушки и отца, хотел бы изменить то, что безвозвратно утеряно. Но он уже не может этого исправить, он видит сон, где пытается наверстать упущенное время.
Актеры двигаются как в замедленной киносъемке: появляются, исчезают, вновь появляются, вновь исчезают. Череда встреч и расставаний. На этом кладбище встречаются все те, кого эти люди любили. Круговорот жизни непрерывен. Новые люди продолжают жить в старых домах и встречаться на кладбище. Свойство памяти, увы, скоротечно, то, каким был человек и кого он любил, будет жить в воспоминаниях близких людей до их смерти.
Герои пьесы намеренно лишены индивидуальности, каждый из них – это просто тип: мужчина, женщина, мать, отец, сын. Подобное распределение ролей приглашает зрителей к размышлению о том, что человек рождается и умирает в одиночестве. Люди рождаются, умирают, и бесконечен их путь в ожидании счастья.