Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Как воспитать дракона

Лилия Шитенбург,- «Город-812», 2010, № 39, 15 ноября

«Дракон» Андрея Корионова в театре имени Ленсовета


Великую пьесу Евгения Шварца у нас практически не ставят: написанная в 1943 году, сначала она долго была под глухим запретом, потом плавно переместилась в ранг «ну все-таки нежелательных», а затем Марк Захаров выпустил фильм «Убить Дракона» и словно бы закрыл тему. Сказка Шварца, списанная за «излишнюю публицистичность», стала достоянием тюзовского репертуара - в немногочисленных и преимущественно малоудачных постановках. «Взрослый» театр от нее отмахнулся: ну что нового можно сегодня сказать про господина Дракона? 
Вопрос всегда в том, кто говорит. Вот Андрей Корионов нашел возможность высказаться без утайки. Карьера этого молодого режиссера вызывает все больший интерес: если первые его опыты, вызвавшие преждевременные овации, были всего лишь откровенно незрелыми, а последующая деятельность заставила говорить о катастрофе режиссерского образования в Петербурге, то «Дракон» - это куда более серьезный случай. Возможно - объясняющий все предыдущие.
Вольный город на сцене театра имени Ленсовета напоминает декорацию голливудских фантастических экшенов: то ли «Хроники Риддика», то ли «Дети Дюны», то ли «Звездный путь». Прозрачные колонны-трубы, переплетение каких-то таинственных золотистых проводов - «стильный», как принято нынче говорить, постиндустриальный кошмар. Сработает декорация лишь единожды (в прозрачных клетках подвесят бургомистра с сыном) - все остальное время сценография лишь украшает, но отнюдь не способствует действию. Характерные черты модного дома клана Атридисов и в костюмах персонажей: длиннополые пальто из переливчатой кожи неизвестных животных, фантастические головные уборы, «неземные» каноны женской красоты. В работе художника Ирины Долговой подчеркивается: не стоит ждать, что господин Дракон выйдет в сталинском френче или с гитлеровскими усиками. Никаких прямых политических аллюзий, накрепко привязанных в сознании публики к пьесе Шварца. О, неужели разговор будут вести на уровне чистых идей?Тем лучше.
Собственно сценический текст спектакля Корионова - когда зрителю надоест рассматривать костюмы, и он все-таки обратит внимание на то, что там творится на сцене, - состоит из чередования проходных банальностей с «ударными» решениями. Мило, довольно равнодушно и исключительно бесцветно персонажи докладывают со сцены текст пьесы. Ланцелот - Сергей Перегудов - симпатичен, вял и добродушен в неприхотливо тюзовской манере, что свидетельствует не столько о возможностях способного актера, сколько о том, что роль серьезному режиссерскому разбору не подвергалась: странствующий рыцарь - это скука ведь такая. Дарья Циберкина - Эльза - дает исчерпывающий образ милой малютки (таков, похоже, тренд молодых актрис театра имени Ленсовета), Евгений Филатов честно суетится в роли Шарлеманя. Александр Сулимов предсказуемо хорош в роли Бургомистра-неврастеника (каким, кажется, только и может быть в этой беспроигрышной роли профессиональный актер «с опытом» - с тем, еще советским опытом жизни при Драконе). Шварц велик - и в роли Генриха, сына бургомистра, достойно выглядит Роман Кочержевский, юный подлец (в иной транскрипции - прагматик), тот самый, который «карьерочку делает, крошка».
Торжественный выход Дракона объясняет многое: звероящер появляется из тесного переплетения тел кордебалета (город населяют сплошь плясуны и плясуньи) - томная инопланетная пластика «детей Дюны» смело намекает на некоторые эротические отношения Дракона с горожанами. Эта плотоядность - взаимна.Сергей Мигицко играет роскошествующего фигляра, самодовольного любимца публики, каботина шарлатана и. Менять головы (и - боже упаси -! Образы) - дело хлопотное, здешний Дракон меняет только парики. Он совсем не страшен, цыпочка-лапочка, чудушко-юдушко, какое там! Знаменитый драконий рев - всего лишь несостоявшийся сип (артист широко беззвучно разевает рот - это, собственно, все что он может предложить, режиссер тут ничего не придумал). Летун-хлопотун премило возится с маленькой девчушкой, милостиво командует Эльзе: «Дай лапку!» - И получает протянутую ножку, шалун такой! Сытое сибаритство - и впрямь неотъемлемая черта образа, но вот «второй план», собственно драконий, олицетворенный смертный ужас, - отчего-то ускользает, не дается, не помещается в спектакль. Чем страшен этот Дракон? Тем, что всю капусту поел? Жадины какие. 
По-настоящему ужасает Дракон только в лирическую минуту - вместе с партнершей исполняя балетное па-де-де. Вставные номера в спектакле Корионова - образчик кошмара воплощенного, а между тем, именно они и двигают настоящий сюжет спектакля. В ответ на рыцарский вызов на поединок Дракон и хор горожан неожиданно исполняют песню «А пони тоже кони, и он грустит в загоне!» В прихотливо-зловещей манере, подчеркивающей в незамысловатом старом шлягере тайные смыслы (тайна осталась нераскрытой).Непосредственно перед поединком Дракон и Ланцелот уединяются за виолончелью, распевая дуэтом «Если радость на всех одна -! И на всех беда одна» - загадочное «начало прекрасной дружбы», которое прояснится в финале. Но перед ним Дракон еще умрет от инсульта - грохочущая фонограмма и большие белые шары, катящиеся по сцене (худо-бедно «символизирующие» отрубленные драконьи головы) добить его не могли, поэтому на сцене остался артист Мигицко, застывший с открытым ртом и остановившимся взглядом.
Перегруженный нелепостями, глубоко равнодушный к поэтике Шварца, лихорадочно-развлекательный «Дракон» Корионова, тяжело переваливаясь с лапы на лапу три часа, дотащил хвост до финала. А в финале на сцену вышел Ланцелот, признался, что он уже «не тот», схватил Эльзу, поговорил про жалкие души жителей города - и с наслаждением присоединился к местному кордебалету, оплетающему своими лапками нового дракона. Так спектакль, эклектичный и художественно беспомощный, оказался еще и «идеологически выдержанным». 
Нет никаких героев. Нечего и трепыхаться. Неважно, что там нес этот парнишка-рыцарь три часа. Мы читали Шварца, мы цитировали Шварца - но это же не значит, что Шварца надо принимать всерьез! Всерьез надо принимать только господина Дракона. И свято верить в то же, во что верит он: прожженные души людей не излечить, не суетитесь, господин рыцарь. Марк Захаров, помнится, не до конца доверял сказке и предостерегал: его Ланцелот на мгновение срывался на диктаторские нотки - но тут же получал стакан воды в лицо. Опасность есть - но никто не отменял ни вечной битвы с драконом, ни последующей «работы хуже вышивания». А без нее - какой «молодой режиссуры» вы требуете от вольного города, если поле в нем засеяно зубами дракона?! Восхищает меня режиссер Корионов. Карьерочку делает, крошка.
Лилия Шитенбург

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ - 50%

Уважаемые зрители! С 16 января заполняемость театральных залов Петербурга может составлять 50%!

Подробнее

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 18 января спектакля «Чайка» состоится спектакль «Земля Эльзы». Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 12 января спектакля «Жизнь – сапожок непарный» состоится спектакль «Земля Эльзы», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

КНИГА ОБ И.П.ВЛАДИМИРОВЕ

В театре во время посещения спектаклей можно приобрести новую книгу "Большой человек" - воспоминания о режиссёре, артисте, художественном руководителе нашего театра Игоре Петровиче Владимирове.

Подробнее

В ТЕАТР С ДЕТЬМИ

Уважаемые зрители! На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга номер 1256 от 30.12.20 с 07.01.21 разрешен допуск на спектакли детей (кроме организованных групп граждан в возрасте до 16 лет).

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр