Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Как странно вторгаться в молчанье

Елена Бачманова,- Musecube, 14.11.2013

В последнее время в петербуржской театральной жизни наблюдается настоящий ажиотаж на прозу Ф.М. Достоевского - то ли, как к Шиллеру, к нему обращаются в патовые моменты общественного кризиса, то ли просто мечущиеся души истосковались по пристанищу, которое можно найти в его книгах. Например, по «Преступлению и наказанию» Борис Эйфман поставил балет «По ту сторону греха», сорвав миллиарды оваций на недавней питерской премьере в Александринском театре, сюжет «Игрока» излагается в «Литургии Zero» Валерия Фокина и так далее. Поэтому не стоит удивляться тому, что и студенческие постановки не обошли вниманием столь значимое наследие русской классики: 10 и 11 ноября на Малой сцене театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Достоевский. Эскизы», выпущенного четвертым курсом Санкт-Петербуржской академии театрального искусства. Студенты этой мастерской учатся под руководством А.Я. Алексахиной, а набор предназначен непосредственно для театра им. Ленсовета, поэтому на этой сцене ребята частые и ожидаемые гости.

Курс А. Алексахиной подобрался на редкость душевный, видно, с каким удовольствием молодые актеры работают друг с другом, с какой жадностью приступают они к воплощению своих задумок и как хочется им найти в театре то, что до них никто не делали. Применительно к спектаклю «Достоевский. Эскизы» это, в первую очередь, относится к совмещению в рамках двухчасовой постановки сразу четырех текстов Достоевского. «Идиот, Бесы и З и П («Записки из подполья»)» - написано мелом на стене (отсылка к излюбленному элементу сценографии Ю. Бутусова, художественного руководителя спектакля). И еще «Преступление и наказание», которое намеренно ли, случайно ли в списке не упомянули. Конечно, пометка «Эскизы» дает некую вольность в трактовке и возможность выбрать наиболее интересные отрывки, поэтому связности общего действия от спектакля ждать не приходится. В конечном итоге получились обрывочные размышления по произведениям Ф.М. Достоевского, где-то чуть более удачные, где-то менее убедительные, спорные, но достаточно искренние и, можно надеяться, вполне самостоятельные. За достоверность последнего говорит тот факт, что в качестве режиссеров спектакля выступили сами же студенты СПбГАТИ Никита Волков и Кирилл Фролов, а помогали им в работе педагоги Анна Алексахина, Надежда Андрианова, Олег Зорин и Инна Мухина.
Помимо уже указанной аллюзии на работы Бутусова, в спектакле читались еще некоторые характерные черты - яркие символы режиссуры, определенная дань студенческого уважения художественному руководителю. На Малой сцене театра им. Ленсовета активно использовались верхние балконные пространства и крупные, словно небрежные буквы названий, имели место и обязательная энергия пластики, и пронзительная звучность, осмысленное лирико-песенное наполнение, когда музыкальное сопровождение служит полноправным участником действия.
Радует, что актеры умеют работать со зрительским вниманием, играть на интересе и создавать яркие мизансцены, но с глубиной восприятия и намеренной провокацией пока случаются видимые огрехи, которые, впрочем, не портят общего образа. Очевидно, что сознательность переработки романов и повестей Достоевского находилась в приоритете, омоложение его смыслов становилось краеугольным камнем, что позволило создать достаточно тонкие зарисовки, но цельности внутри самих эскизов пока нет. Тем не менее, невозможно не отметить отдельные режиссерские удачи. К примеру, фактурный Антон Филипенко, его этюд на тему душевного слома героя романа «Бесы» Ставрогина можно считать самым органичным и полным, вобравшим в себя всю противоречивость натуры, обнажив гадко-стыдливые качестве, без утайки и сглаживания. Честность, с которой рассматривался его герой, подкупала, а простота Матрёши (выпускница СПбГАТИ Регина Хабибулина) придавала огранку изломанной ритмике его партии. Интересно, но с некоторой вычурностью работал Никита Волков, изучающий отношение князя Мышкина, загнанного в угол отношениями Парфеном Рогожиным (Антон Филипенко) и Настасьи Филипповны (Юстына Вонщик).
Наверное, самое точное, хотя и стилистически спорное попадание случилось под финальный занавес: цитирование стихотворения И. Бродского «Письмо к А.Д.»: перед раскрытым окном, в характерной кепочке и очках, с не менее характерными размеренно-картавыми интонациями. Красиво, выразительно, но при чем здесь Бродский? Остается лишь гадать, то ли это тонкое саркастическое отношение к его зашкаливающей, уже в границах мейнстрима популярности, то ли параллель с народностью, поэтичностью, психологизмом человеческой сущности, которую можно провести между Бродским и Достоевским.
«Добрый вечер. Как странно вторгаться в молчанье», - получилось эфемерно-утонченное завершение монологов об одиночестве, тоске, униженных и оскорбленных людских душах.

Елена Бачманова, специально длч MUSECUBE

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр