Top.Mail.Ru

КАЧЕЛИ ЛЮБВИ-НЕНАВИСТИ

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», 2021, № 3 (31), июнь – июль - август

В уходящем сезоне одним из театров-рекордсменов по количеству премьер стал Театр им. Ленсовета. Одной из них стал спектакль режиссера Евгении Богинской «Двое на качелях» по знаменитой пьесе Уильяма Гибсона.

«Двое на качелях» – история о несчастной любви и одиночестве двух людей – эмоциональной, экспрессивной Гитель и обыкновенного, запутавшегося в своей жизни Джерри. Любовь спасает одного и уничтожает другую. Трогательная, но частная история человеческих взаимоотношений (именно такой ее играют в петербургском театре Приют комедианта уже много лет). Это пьеса для хороших артистов, любимцев публики.

В постановке Е. Богинской «качели для двоих» превратились в большое и холодное пространство мегаполиса, по которому проносятся тени электричек, перемещаются роботизированные люди, повторяющие заученные движения, тем самым подчеркивая неестественность своего существования в городе и тотальное одиночество. Музыкальный ряд, состоящий из телефонных звонков и прочего информационного шума, вторит пластическому. На этом фоне звучат драматические сцены. Вместо двух артистов на две роли пьесы Гибсона появляются шестеро – три Гитель и три Джерри. Трудно ответить на вопрос, зачем это нужно режиссеру. То ли для того, чтобы занять побольше артистов, то ли для того, чтобы подчеркнуть универсальность истории. Но по-настоящему играет в этом спектакле только пара Лаура Пицхелаури и Илья Дель. Совершенно неясно, почему, имея в составе спектакля эту мощную актерскую пару, режиссер «разбавила» их более слабыми героями в исполнении Виктории Волоховой, Аси Прохоровой, Максима Ханжова и Ивана Шевченко.

Итак, три пары разыгрывают перед публикой одну и ту же историю неудавшихся отношений, как бы продолжая друг друга, но на деле все время начиная сначала. Действие топчется на месте, оживая в моменты сцен с участием Деля и Пицхелаури. Утонченная, изящная актриса Лаура Пицхелаури с кошачьей пластикой и необыкновенным голосом, транслирующая хрупкость красоты и одновременно полную беспомощность против грубой силы, играет свою Гитель вдохновенно. Гитель влюбляется в робкого неврастеника Джерри в исполнении И. Деля, неуверенного в себе паренька. Ее любовь придаст ему сил. И в какой-то момент он начинает чувствовать свою власть над Гитель.

Превосходство рождает в нем жестокость. Кульминацией этого момента становится жутковатая сцена, в которой Джерри со всей силы бьет Гитель в живот. А та, корчась от боли, не столько физически, сколько психологически раздавленная, ничего не может ему ответить.

Жестокость мира, жестокость и ненависть даже любящих друг друга людей становится центральной темой спектакля. Как разрешить эту проблему? Ответа режиссер не дает. Каждый выживает в одиночку.

Владимир Кантор