Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юрий Бутусов

Эльмира Сегизбаева,- MASKBOOK, 2014

«Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета; «Добрый человек из Сезуана», Театр им. А.С. Пушкина

 

КОНКУРС РЕЖИССЕР
 
В этом году на «Золотую маску» номинированы сразу два ваших спектакля. Если бы Вы оказались на месте жюри, какому бы из них отдали предпочтение?

К счастью, я на своем месте. Что касается спектаклей - я рад, что у Александры Урсуляк и Лауры Пицхелаури многое получилось. На мой взгляд, у них прекрасные работы. Я очень рад за артистов, за театры. Но уделять этому слишком много внимания не нужно -мешает работе.

Актер - равноправный участник или подчиненный?

Думаю, однозначного ответа нет. Конечно, актер соавтор, но в то же время он подчиненный, и выигрывает тот, кто это понимает.

Какими качествами должен обладать актер, чтобы Вам было комфортно с ним работать?

Он должен быть способным к импровизации, должен быть открыт для нового опыта. Должен идти за режиссером. И быть умным. Я имею в виду умное сердце.

Какие изменения произошли со спектаклями с момента премьеры?

Бывают периоды, когда они болеют. Моя задача - их лечить. Нужно следить за ритмом спектакля. Пока спектакли молоды, они работают исправно. Хотя, конечно, рано или поздно все умирает. Спектакль жив до тех пор, пока свеж замысел, который в него заложен. Многое зависит от частоты, с которой спектакль играется. Думаю, критический срок - семь лет. К этому моменту многое успевает измениться: восприятие, зритель, актер. Все это приводит к старению. И у актеров, и у зрителей меняется чувство правды. Простой пример: спектакли, вышедшие двадцать лет назад, сейчас практически невозможно смотреть.

Вы упомянули ритм. Не секрет, что особое место в Ваших спектаклях занимает музыка. Некоторые режиссеры видят картинками, а Вы - ритмом? Как взаимодействуют музыка и слово?

Они неразрывно связаны. Я отношусь к спектаклю как к музыкальной конструкции. Под музыкой я понимаю не звук динамиков, а действие целиком, взаимосвязь всех компонентов. Слово - тоже музыкальная структура. Для меня здесь еще кроется много неизведанного, огромное поле для работы. Искать принцип взаимоотношения ритма, музыки и слова можно бесконечно. Ритм является основой жизни спектакля.

Иногда кажется, что каждый Ваш следующий спектакль - продолжение одной глобальной идеи. В чем она заключается?

Художник, сколько бы картин он не нарисовал, продолжает писать одно полотно. Конечно, есть мысли, которые у меня переходят из спектакля в спектакль: тема двойственности человеческой природы, ее противоречивости, тема отношений между мужчиной и женщиной...

Бывает ли, что Вы уличаете себя в штампе? Боитесь ли вы самоповторов?

Есть какие-то краски, которым я чаще отдаю предпочтение. Но у каждого цвета столько оттенков... Кому-то это может показаться штампом, а кому-то - иным взглядом на вопрос, который уже когда-то поднимался. Иногда приходится от чего-то отказываться, если понимаешь, что идешь по дороге, по которой уже ходил. В таких случаях нужно заставить себя открыть новую дверь. То, что выглядит живым сегодня, завтра может оказаться мертвым. Один из моих учителей говорил: «Если понимаешь, что нефть кончилась, надо бурить в другом месте». Нефть рано или поздно кончается.

Вы любите работать с драматургией Шекспира, Чехова. А хотелось когда-нибудь поставить прозу?

С прозой очень хорошо умеет работать Сергей Женовач. У меня он вызывает зависть, в хорошем смысле слова. Я бы хотел у него этому научиться. Проза предлагает большой запас свободы для режиссера. Тут есть простор для сочинительства.

Расскажите о Ваших последних театральных впечатлениях.

Сейчас мне, к сожалению, редко удается выбираться на чужие спектакли. Последние впечатления у меня связаны с Берлином, со спектаклями Михаэля Тальхаймера, Франка Касторфа, Томаса Остермайера.

Меня восхищает серьезное отношение немцев к театру. Испытываешь удивление и потрясение от того, как они смотрят, слушают, реагируют. Какие у них прекрасные лица, когда они смотрят на сцену! У нас эта культура во многом разрушена. Погоня за развлечением привела к тому, что театр стал работать на зрителя, и тем самым добровольно сдаваться ему в подчинение. Мне это не кажется правильным.

Арлекин

Поздравляем создателей спектакля "Птицы" с номинацией на Российскую Национальную театральную премию театрального искусства для детей "Арлекин"!

Премьера

16 ноября на Малой сцене состоялась премьера моноспектакля Олега Дмитриевича Зорина «История города Глупова» (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

ГАМЛЕТ

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на премьеру спектакля Юрия БУТУСОВА «ГАМЛЕТ»!

Гастроли в Москве

7 и 8 ноября спектакль Юрия Бутусова «Дядя Ваня» был сыгран в Москве на фестивале "Биеннале театрального искусства".

Подробнее

ЗОЛОТАЯ МАСКА

Объявлены номинанты Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» сезон 2016-2017 гг. Спектакль «ДЯДЯ ВАНЯ» выдвинут в шести номинациях!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр