Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Изменить судьбы рисунок

Геннадий Дорошев,- "С.-Петербургские ведомости", 06.04.2017

На программке к новому спектаклю Юрия Бутусова два портрета: Шопенгаэур и Достоевский. У каждого из них на лбу «отштамповано»: ДЯДЯ ВАНЯ. То есть режиссер с улыбкой проделал операцию, обратную той, что у Чехова. Если кто не помнит, дядя Ваня отчаянно восклицает, что он мог бы стать «Шопенгауэром, Достоевским!», сложись его жизнь иначе. И тот, кто играет Ивана Петровича Войницкого, волей-неволей либо подтверждает его слова, являя на сцене натуру с незаурядным потенциалом, либо опровергает их: дескать, да какой там масштаб, герой именно что «дядя Ваня», «милый, добрый дядя», оставим отчество в покое.

Сразу скажем: дядя Ваня в исполнении комедийного артиста Александра Новикова, конечно, Достоевским бы не стал. Но, глядя на этого миловидного толстенького уродца (актер обременен накладным горбом), все же вспоминаешь и о Достоевском, и о тех, кто вместе с ним вышел из гоголевской «Шинели». Вспоминаешь Макара Девушкина и Обломова, вообще - традицию изображать «маленького человека», несостоявшегося и неудачливого, с любовью. Игра Новикова исполнена нежного трагизма. Вот Бутусов использует в спектакле набивший оскомину мотив Besa me mucho, а он звучит свежо, сильно, как нигде не звучит. Так здесь и с чеховскими смыслами: «пропала жизнь», да «женщина эта могла быть моею»...

Бутусов не из тех режиссеров, кто озабочен обновлением своего театрального языка, он очень узнаваем из спектакля в спектакль. Вот и в «Дяде Ване»: резко стыкующиеся фрагменты разломанной пьесы; актерская экспрессия, нарастающая от штиля к цунами; стильное визионерство (спасибо сценографу Александру Шишкину, постоянному бутусовскому соавтору). Но в каждой новой работе Бутусова литературная основа по-своему откликается на предложенные им «условия игры». Скажем, «Три сестры» были мучительны и герметичны, а «Город. Женитьба. Гоголь» или «Дядя Ваня» - совсем нет.

Бутусов - художник интуитивный и неровный. Способ его «режиссерского высказывания» можно сравнить с экспрессионистскими выплесками краски. Спонтанно, иррационально, «до-логически». В «Дяде Ване» само пространство - словно воплощенный в объеме рисунок, изображенная ребенком комната. На сцене павильон, но не для того чтобы заполнить его жизнью конкретного времени (как в старом театре), а только для игры актеров, в каком-то смысле уподобленных краске на холсте. Движения здесь именно что «вырисовываются». Пластика Сони (Ольга Муравицкая) и дяди Вани сдержанна, механистична, хоть порой и вспарывается изнутри. А вечно пьяный Телегин (Сергей Перегудов) не может устоять на ногах, падает, извивается в безуспешных попытках подняться.

Персонажи масочны, сущность каждого ощущается сразу целиком. Нет акварельной нюансировки, все - до предельной наглядности. Соня - «вечная девушка»? Вот вам жестковатая «девица» сорока с лишним лет, внутренний мир которой словно высох; и темные косы, и юбчонка смотрятся уже нелепо. От знакомых актеров не отвести глаз. Зашкаливающая актерская экстравертность Сергея Мигицко работает на образ эгоцентрика Серебрякова с той поправкой, что играет артист легко, без свойственного ему нажима. Наталья Шамина в роли Елены Андреевны красива, как бывают красивы женщины в европейском авторском кино.

Бутусов разорвал психологические связи между персонажами, усилил их разобщенность, довел до тотальной стадии тот монологизм, что, конечно, есть в пьесе. Актеры держатся в основном фронтально зрителю и общаются друг с другом опосредованно, через него. Тут каждый живет-мучается какой-то своей проблемой и довольно редко выходит «наружу». Действие воспринимается как ряд исступленных изъяснений в пространство; то, что у Чехова сказано под сурдинку, здесь выкрикивается в микрофон. Тем содержательнее тихие сцены, когда герои видят - слышат друг друга и возникает прямой диалог.

В четвертом (по Чехову) действии Соня рубит топором павильон, срывает двери, сдирает с планшета бумажный пол. Черная мгла обступает героев. Если жизнь не удалась, может, изменить ее рисунок можно, только начав с чистого листа? Изменив саму ее основу? В финале на хрестоматийных словах об ангелах и небе в алмазах Соня стоически шагает на месте, транслируя растерянность перед неизвестным, но и веру в лучшее. Обессиленный, сломавшийся дядя Ваня лежит у ее ног. И это тоже в традициях русской литературы: женщина у нас сильнее мужчины, в ней и опора, и свет, и залог спасения. Как и в случае с другой Соней - великого Достоевского, которым дядя Ваня не стал, но в котором было что-то от «маленького человека», иначе как бы он смог его понять? Вот и на лбу написано: ДЯДЯ ВАНЯ. 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр