Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Из мечты в летаргический сон

Яна Чичина,- «Театральный город», 2016, апрель

 

Каждая постановка Юрия Бутусова открывает миры, которые одних зрителей увлекают, других, напротив, отталкивают с первых минут. В этих мирах его герои, одинокие и трагичные, бродят в пределах литературной основы спектакля, потерявшись, идут дальше – в пространство ассоциаций и снов. В театре Бутусова метафора вылетает из сюжета, возвращается и рождает новые образы. «Сон об осени» по пьесе норвежского абсурдиста Юна Фосса самим названием словно свидетельствует о предрешенности появления в Театре имени Ленсовета. Стилистика сна, переполненная загадочными символами, требующими особых толкований, становится главным смыслом спектакля. Сон в итоге оказывается летаргическим.

Что такое смерть? Страшное слово, от которого становится не по себе, причем сразу – не надо даже вдумываться в смысл или контекст. Просто холодно и страшно. Хочется отмахнуться, перевернуть страницу и пойти дальше. В спектакле «Сон об осени» Бутусов сознательно погружает зрителя в смыслы слова «смерть»… или «жизнь»? Границы стерты.

Впрочем, докопаться до смысла – это значит, по Бутусову, ощутить боль, перестрадать, пере-жить, стать голым чувством, нервом, импульсом безымянной души. 

Герои спектакля – абстрактные. Он (Виталий Куликов) и Она (Ольга Муравицкая). Они – подопытные в искусной режиссерской лаборатории, выращивающей, синтезирующей тайны жизни.

Они говорят о своей прошлой, но так и не ушедшей окончательно любви, пытаясь то ли возродить ее, то ли защититься ею, как щитом, от смерти. Да вот только эти попытки изначально обречены на провал: место действия – кладбище, они встретились уже в конце пути. И пусть в сценической версии изначально кладбище выглядит не так уж пугающе – белая круглая сцена-постамент, обрамленная маленькими лампочками, скорее напоминает летнюю уличную эстраду. Но постепенно ее заставляют огромными грубыми крестами и засыпают землей. И совершается переход от внешне размеренного, спокойного жизненного ритма к бешеному вихрю смерти. Будто героев закручивает, притягивает и поглощает гигантская воронка, которую они и не замечают.

Он и Она когда-то любили друг друга. Говоря о своем прошлом, они бесконечно ходят по кругу. Скорости растут, и они, путаясь в воспоминаниях, возникающих, точно фантомы, превращаются в элементы, частицы вечного движения. Вот они несутся по кругу, падают, снова бегут, снова падают и замирают. Безумства сменяет статика, а статику – чуть ли не агония. Он и Она (нельзя сказать Они – эти герои хоть и рядом, но не вместе) сгорают от желания любить и от осознания несбыточности любви. Их чувства умирают, опустошая их, и они умирают вслед за ними. Поодиночке, каждый со своей пустотой.

Бутусовская форма спектакля, в которой сюжетная линия окутана сценами-ассоциациями, сценами-флешбэками, сценами-образами и сценами-метафорами, в этот раз особенно точно дает ощущение пугающей невесомости – грани жизни и смерти. Многое становится похожим на символическое, нарочито знаковое, почти обрядовое «шаманство»: осыпание землей, белый мел, который огромным облаком заполняет сцену, взрыв воздушных шаров, наполненных водой… все это создает завесу, «шаманский круг», окончательно ограждая героев друг от друга и от реальной жизни.

В этом мире нет ничего равного себе, физического, предметного, устойчивого. Ничего, за что можно удержаться. Они цепляются за людей из своего прошлого и настоящего, пытаясь то ли воскресить их, то ли найти их в жизни. На сцене возникают целые вереницы образов – Мать и Жена героя (в исполнении Лауры Пицхелаури), его Отец и Сын (Сергей Волков). Женские персонажи восседают на высокой стремянке, мужские вышагивают на ходулях – они где-то далеко, настолько далеко, что до них не дотянуться и не докричаться.

Своей инфернальностью и странной силой эти фантомы втаптывают героев в какой-то условный «низ» и не оставляют им шанса подняться. В финале сверху сыпятся черные воздушные шары, а с пола такие же шары поднимаются вверх. Небо и земля меняются местами, как жизнь и смерть. Нет начала и нет конца. Есть безысходность.

Конечно, не в смерти главного героя тут дело. Тут умирают чувства, умирают воспоминания, умирает любовь. И только потом умирает человек. И остановить этот процесс не получится, удержать – нельзя, вернуть – невозможно. Неизбежность не может быть предметом анализа. Не может быть ни для кого, кроме Юрия Бутусова. Он анализирует даже то, что нам не принадлежит, заключено в иных пределах. Но, возможно, его странный, философский, красивый Театр имеет доступ туда?

 

Автор: Яна Чичина

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр