В Театре им. Ленсовета работает фотовыставка Юлии Смелкиной «Из кулис»
Произошло театральное чудо. Нет, на сей раз не на сцене, а перед входом в большой зрительный зал, в Колонном фойе (бывшем Зимнем саду) дома Корсаковых-Голицыных — хоть, конечно, на сцене здесь чудо тоже происходит регулярно.
Нет, это не спектакль, а выставка — хоть, разумеется, выставками (театральных костюмов и афиш, макетов декораций и фрагментов реквизита, портретов актеров, наконец) в театрах давно никого не удивишь. Но эта выставка совершенно особенная, из разряда «такого вы, возможно, никогда не видели».
Отбор материала чрезвычайно интересный, охват широкий и весьма пестрый. «Макбет. Кино» и «Город. Женитьба. Гоголь», «Три сестры» и «Дядя Ваня», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь», «Утиная охота» и «Мертвые души» — всего более двух десятков названий постановок и более трех десятков актерских имен запечатлены в моменты высочайшей сценической экспрессии, в точке неповторимой драматической выразительности, в спектаклях десятка режиссеров с самым разным творческим почерком.
К слову, за минувшее десятилетие Юлия Смелкина, по образованию — театровед, по профессии — помощник режиссера, по призванию — фотограф (а по детской мечте — кинооператор), сделала тысячи превосходных снимков. Возможно, десятки тысяч (ни автор, ни театр, ни герои их пока не считали). И вот под занавес текущего сезона некоторые из ее работ (числом чуть более сотни) напечатали в большом формате (каждый размером с картину) и собрали в изумительную экспозицию, разместив на 24 стендах.
Стоит отметить, что оформление выставки «Из кулис» выполнено в стилистике и технике, близкой постоянной музейной экзпозиции, размещенной в парадной анфиладе фойе театра вдоль Владимирского проспекта. Там в Зеркальном, Синем и Дубовом (Каминном) залах представлены экспонаты, связанные с 200-летней историей здания и почти 100-летней историей театра. А свежая фотовыставка в фойе Колонном по-своему презентует некий отпечаток истории новейшей, сегодняшней, пульсирующей.
На снимках — и заметная молодежь, и корифеи ленсоветовской труппы. Кого-то из публики определенно привлекут медийные лица, но степень известности героев здесь — абсолютно не главное. Сама идея и подача столь необычны, что зритель словно следит за действием, будучи к нему сопричастным. Так близко, так осязаемо, что кажется — актеров можно коснуться рукой и почувствовать их сбивчивое дыхание. И эта близость, этот крупный план, эти пойманные мгновения ошеломляют и пробирают до мурашек. Особенно впечатлить может осознание того, что вот только что вы видели артиста на сцене из темноты зала, издалека, а вот в антракте вы видите его лицо на фотографии из этого же спектакля и отмечаете каждую черточку, ощущаете каждый нерв, смотрите глазами партнера.
Смелкина снимает не только спектакли, но и репетиции, и читки, практически всю свою бытность в театре. Давно уже редкая театральная рецензия на ленсоветовские премьеры обходится без ее иллюстраций — фотографий спектаклей ее авторства, ее «пера», если угодно, ее почерка, ее «кисти», ее взгляда, ее видения, ее трепетного, взволнованного, восхищенного, но при этом деликатного и тактичного сопричастия. Но в электронном виде — на сайте театра и на его страницах в социальных сетях, в блогах и на интернет-порталах — это одно, на афишах и на страницах газет и журналов — это другое. А фотографии, сделанные из кулис и распечатанные в большом формате — это совершенно отдельный жанр. Фотообразы, схваченные «изнутри» и теперь словно парящие в намоленном театральном воздухе, многократно эффектнее обычной съемки и зрелищнее обычных актерских фотопортретов. У Смелкиной они живые, а не постановочные.
Здесь несколько секретов успеха. Первый и, пожалуй, главный — безусловная любовь автора: к театру (вообще и конкретно к Ленсовета), к актерам и режиссерам — создателям спектакля. Невозможно же сделать ничего поистине волшебного и замечательного без любви. Второй секрет — техника и формат: контрастные, монохромные черно-белые фотографии, как известно, более эмоциональны. Они детальнее, в них четкость и объем иначе фокусируют «взор» и делают «картинку» поразительно выпуклой. Здесь глубже раскрываются линии, отчетливей игра оттенков и светотени.
Секрет третий — способ съемки: буквально из кулис, прямо во время спектакля. И нет, пожалуй, иного способа так остро и честно почувствовать и передать неповторимую актерскую энергетику, которая в шаге от себя сбивает с ног. За композицией кадра проглядывает второй план: талант исполнителя, талант постановщика — и талант фотографа. Такой ракурс необычен, непривычен, отчего-то редко используется, однако ж он не нов. Его придумала еще в 1970-е годы выдающийся журналист и фотохудожник, мастер театральной и балетной фотографии Нина Аловерт. Смелкину можно смело назвать ее последователем. Человек, получивший прекрасное театроведческое образование, преданно служащий театру всю жизнь, непроизвольно становится неотъемлемой частью театрального организма.
Принято считать, что спектакль не может состояться без актеров (без режиссеров, без осветителей, без монтировщиков, и так далее: всякий цех «свое болото» хвалит и свою незаменимость отстаивает). Но если в театре нет души, то вообще ничего не будет. А где в организме живет душа и как она выглядит — тайна и загадка... Пожалуй, душа Театра имени Ленсовета в наше время живет в фотосюжетах человека театра по имени Юлия Смелкина. Вы непременно почувствуете это, как только потрясенно замрете перед первой же ее работой.
Хочется пожелать большому автору большого профессионального будущего: новых выставок, временных и постоянных, издания тематических альбомов, каталогов и книг, а театру — возможности этому содействовать и это воплощать. Очень хочется, чтобы работы одаренного фотохудожника Юлии Смелкиной могли радовать, поражать и восхищать зрителя вновь и вновь, во всех возможных форматах — а главное, регулярно. Пока же ее дебютная фотовыставка будет работать до конца театрального сезона. Спешите видеть!
Мария Кингисепп