Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Искусство по обмену

АННА ОГОРОДНИКОВА,- «Континент Сибирь», 2012, 25 сентября

Гастроли Санкт-Петербургского академического Театра имени Ленсовета прошли на сцене нашего «Красного факела» с 3 по 8 сентября. Приезд артистов из Санкт-Петербурга стал ответным шагом в рамках проекта «Большие обменные гастроли». В июне с 11-дневными гастролями театр «Красный факел» посетил Санкт-Петербург, где с большим успехом сыграл шесть спектаклей. Директор театра им. Ленсовета Валерий Градковский рассказал корреспонденту «КС» АННЕ ОГОРОДНИКОВОЙ о том, как важны гастроли для творческой жизни театра.

Последний раз театр Ленсовета был в Новосибирске в 1978 году. С тех пор сменилось целое актерское поколение, и теперь здесь блистают Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Анна Алексахина, Артур Ваха, Александр Новиков, Сергей Перегудов. За неделю новосибирские зрители посмотрели три спектакля: «Заповедник» по повести Сергея Довлатова, современную драму «Я боюсь любви» Елены Исаевой и новое прочтение классической комедии А. Н. Островского «Лес».

 

- Валерий Борисович, благодаря чему сегодня в отсутствие большой идеологии стало возможно такое дорогостоящее удовольствие, как обменные гастроли?
- В советское время действительно были институции, которые осуществляли планирование и организацию гастролей: Росконцерт, Союзконцерт. Театры знали, куда они поедут на гастроли, на несколько лет вперед. В годы перестройки эта практика была утеряна отчасти по экономическим причинам. Если вы помните, цены менялись очень быстро, невозможно было планировать, сложился дисбаланс ценообразования. При этом билеты в театр продолжали стоить дешево - театр должен быть доступным в любые времена. Мы существуем на бюджетные деньги, это деньги налогоплательщиков, и необходимо всегда помнить, что право доступности культурных ценностей принадлежит к числу конституционных. Конечно, существуют частные антрепренерские проекты, где стоимость довольно высокая, но государственный театр должен быть доступным. Только сейчас ценообразование приходит в регулируемое рынком состояние баланса. Практика организации гастролей была утеряна, многие годы только некоторые театры имели возможность гастролировать, иногда по инициативе и приглашению частных лиц или по приглашению региональных организаций. Например, мы 20 лет дружили с соседней Вологодской областью и ежегодно выезжали на гастроли на средства вологодского бюджета. Однако в федеральном масштабе практика обменных гастролей возвращается только сейчас. Финансирование нашего гастрольного проекта складывается из трех источников: поддержка Министерства культуры РФ, администраций Санкт-Петербурга и Новосибирска и те средства, которые мы получаем от продажи билетов.
- Сколько человек приехало в Новосибирск?
- На гастроли выехало 56 человек и еще два трейлера декораций. Театр Ленсовета всегда был гастролирующим театром и всегда выезжал на гастроли полным составом исполнителей. Даже в сложные годы, когда многие труппы ехали выступать с чемоданами, театр Ленсовета, к всеобщему удивлению, всегда вез с собой все декорации. Это нужно делать, потому что оформление спектакля - важная часть творческого замысла, и любая деталь имеет определенное значение для восприятия. Вот и сейчас новосибирцы увидели наши спектакли точь-в-точь в таком виде, в каком их смотрит петербургский зритель.
- Насколько важно театру выступить в полную силу, или на гастролях можно позволить себе расслабиться?
- Вы знаете, ведь гастроли это и для нас проверка. Одно дело, когда мы играем в Санкт-Петербурге, и совсем другое - в новом регионе. Надо сказать, двух одинаковых реакций нет, везде есть местная культура поведения и свои театральные традиции. Безусловно, для артиста реакция нового зала очень важна. Артисты - мнительные, ранимые люди, и зрительская поддержка им чрезвычайно важна. Поэтому каждый выход на сцену, будь то домашний или гастрольный спектакль, обязывает к полной концентрации и хорошей подготовке. Нужно понять публику, подстроиться к ней или убедить в правоте своей позиции. Это особая ответственность, и никакой расслабленности быть не может.
- Как бы вы описали реакцию новосибирских зрителей?
-Надо сказать, что новосибирцы и питерцы очень похожи, и не только по отношению к нашим спектаклям. Готовясь к гастролям, я заинтересовался историей культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и Новосибирска. Как ни трудно вспоминать о годах войны, но они крепко сплотили два города. В тот период население Новосибирска почти на треть состояло из эвакуированных ленинградцев, которые принесли свои традиции и культуру. Сюда было вывезены фонды многих наших музеев, ленинградская филармония во главе с Евгением Александровичем Мравинским работала здесь. В Новосибирске же была впервые исполнена в присутствии Шостаковича Седьмая ленинградская симфония. Александринский театр дал 1200 спектаклей. Развитие культуры и искусства в Новосибирске тогда получило очень мощный импульс. Поэтому здесь очень похожие люди по своим внутренним качествам и даже разговорной манере. Реакции, конечно, несколько отличаются, но они вполне здоровые, уместные и понятные.
- Как отбирались спектакли для гастрольной афиши?
- В театре Ленсовета всегда было особое отношение к молодежи, и художественный руководитель, который возглавлял театр более 40 лет, Игорь Петрович Владимиров, всегда был окружен молодыми. Он преподавал в ЛГИТМИКе, и молодежь всегда была у нас в чести. Малая сцена была отдана для экспериментов, и в 1974 году она стала местом рождения Молодежного театра (из этой структуры позже образовался нынешний Молодежный театр на Фонтанке). В годы, когда театром руководил Владислав Борисович Пази, его студенты тоже обучались на базе театра Ленсовета. Поэтому принцип подбора спектаклей на эти гастроли тоже такой: мы представили работы молодых, но уже состоявшихся режиссеров. Это и московский постановщик Кирилл Вытоптов; и Василий Сенин, который известен не только в России, но и за рубежом; и Мария Романова, которая дебютировала на нашей сцене и сегодня уже удостоена Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга. К молодым у нас всегда особое отношение: они наиболее чувствительны к тому, что происходит вокруг, и точнее передают все, что может сегодня сказать театр на языке, понятном современному зрителю. Это сегодняшнее лицо театра, сформированное молодыми режиссерами.
- Как чувствует себя театр Ленсовета, известный своими свободолюбивыми традициями, в сегодняшней ситуации, когда перед театрами уже замаячил призрак цензуры?
- Я думаю, чем больше мы об этом говорим, тем меньше вероятность, что это настанет. Человек, который не выговорил свои проблемы, может быть более непредсказуемым, чем выговорившийся человек. Эмоции есть у каждого из нас, а нереализованные эмоции, которые зажаты внутри человека, порой становятся разрушительными. И я думаю, что руководители страны просто хотят напомнить всем нам о мере ответственности за наше публичное творчество, а ни о какой цензуре речь не идет.
- Существует мнение, что раньше театрами «правили» главные режиссеры, а теперь главным человеком в театре стал директор?
- Все зависит от конкретного театра, коллектива, человека. В нашей отрасли не может быть одного подхода, потому что театр - это несколько более сложный организм, нежели любая другая организация. Он включает в себя творческую, административную и производственную части. Многое зависит от того, что хочет сказать театр, от его инструментов выражения и, конечно же, от личности самого лидера. Есть люди, которые будучи режиссерами с удовольствием выполняют функции администратора. Кто-то хочет полностью сосредоточиться на творчестве. Думаю, эти различия очень важны - не так много в стране театров, чтобы не учитывать их своеобразие. Каждый театр, если он ценен и дает достойные результаты, заслуживает индивидуального внимания и возможности своего собственного пути развития.
- Как сложилась ситуация в театре им. Ленсовета?
- У нас есть директор, который отвечает за административные и хозяйственные вопросы, и главный режиссер, один из лучших режиссеров России своего поколения - Юрий Бутусов, который отвечает за творческий процесс.
- Еще одна дилемма: театр должен развлекать или просвещать?

 

 

- К своему счастью, я успел восемь лет проработать с Игорем Петровичем Владимировым и всегда руководствуюсь его взглядом на этот счет. Он говорил, что театр должен удивлять.
- Директор театра - редкая профессия. Каким был ваш путь к ней?
- Я окончил музыкальное училище при консерватории, но потом некоторые обстоятельства не позволили мне продолжать образование. Совершенно случайно, буквально проходя мимо капеллы им. Глинки (это первый в России профессиональный хор), я зашел туда и получил предложение работать администратором. Потом общение с коллегами привело меня в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (бывший ЛГИТМИК) на отделение организации театрального дела театроведческого факультета. Судьба сложилась так, что я сразу попал в театр им. Ленсовета на должность главного администратора. Когда безвременно ушел из жизни наш художественный руководитель и удивительный человек Владислав Борисович Пази, возникла ситуация вакуума. Я понял, что настал момент, когда этот дом надо защищать, и принял решение взять на себя ответственность за происходящее. В тот момент сплотилась труппа, огромную долю ответственности за творческие решения принял на себя художественный совет театра.
- Вы сами любите ходить в театр?
- Конечно, особенно в свой.
- Как вы любите отдыхать?
- Люблю спорт, активный отдых. У меня есть друзья, которые меня приобщили к сноуборду и сейчас воспитывают из меня кайтиста. Увлекаюсь плаванием.
- Насколько вам было комфортно на сцене «Красного факела» и как прошли гастроли краснофакельцев в Санкт-Петербурге?
- Вы знаете, гастроли прошли замечательно. Внимание всего театрального Петербурга было приковано к спектаклям «Красного факела», и мы постарались создать определенные условия. Например, сделали стенд-стену, на которой зрители могли оставить свои впечатления, и вся она была заполнена отзывами. Что касается наших гастролей, мы относимся к ним с большой ответственностью. С труппой приехали режиссеры-постановщики, и мы проводили репетиции перед каждым спектаклем, стремясь показать высокое качество.
- Каковы ваши пожелания сибирякам?
- Мне хотелось бы, чтобы межрегиональная дружба двух городов, которые так похожи друг на друга, укреплялась. С помощью директора «Красного факела» Александра Прокопьевича Кулябина, Министерства культуры страны в новом составе, а также и министерств культуры Санкт-Петербурга и Новосибирска мы сделали большой шаг к возрождению традиции обменных гастролей. Чем больше будет таких проектов, тем лучше будет взаимопонимание людей - замкнутость в наше время свободы и информации выглядит как анахронизм.

 

Мой амаркорд

10 декабря на Большой сцене состоится творческий вечер н.а.России Семёна СТРУГАЧЁВА «МОЙ АМАРКОРД», посвященный 60-летию актера.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в афише ноября произошли изменения! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Гастроли

С 14 по 16 сентября в рамках федеральной программы Министерства культуры России  «Большие гастроли» спектакли «Я боюсь любви», «Ревизор» и «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» будут показаны в Великом Новгороде на сцене академического театра драмы им.Ф.М.Достоевского.

Открытие сезона

9 сентября спектаклем «Город. Женитьба. Гоголь.» театр открыл 84-й сезон. На традиционном сборе коллектива были объявлены планы на новый сезон.

Подробнее

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Пожалуйста, обратите внимание: вместо назначенной премьеры спектакля «Тартюф» состоятся другие спектакли. Билеты действительны или подлежат возврату в кассу театра. Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр