Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ирина Савицкова

Вера Николаева, - «Театральный Петербург», 2007, № 8, 1 - 15 мая.

Всерьёз об актрисе Театра имени Ленсовета Ирине Савицковой заговорили после премьеры чеховской «Душечки». Но вскоре она, повторив судьбу своей героини Оленьки Племянниковой, как настоящая «декабристка», отправилась вместе с мужем - режиссёром Александром Галибиным - в Новосибирский театр «Глобус». Последовали годы успешной работы в Сибири, возвращение в Санкт-Петербург, работа семейного дуэта в Александринском театре, увенчавшаяся громкой премьерой «Норы» Ибсена, и - возвращение на «ленсоветовскую» сцену. Незаслуженно быстро исчезнувшая из репертуара «Душечка» вернулась на афишу, совсем недавно сыграна премьера спектакля «Смешные деньги», где Ирина Савицкова неожиданно для многих блеснула в острой комедийной роли. В конце апреля должна состояться премьера пьесы «Варвары», в которой вместе с Максимом Горьким режиссёр спектакля Александр Нордштрем и актёры будут разбираться, как кошмар и абсурд повседневности, нереализованные стремления, неотчётливые мечты, неутолённые амбиции и невоплощённые желания заставляют предъявлять жёсткие «счета» к жизни и к близким людям. В «Варварах» есть и «пять пудов любви», и буйная слепота страстей, и схватка старого и нового миропорядка, и псевдоромантические безумства. Ирина Савицкова сыграет в спектакле Надежду Монахову. 

Кор. Скажите честно: Вас, как зрителя, привлекло бы имя Максима Горького на театральной афише? 

- Одиозность Горького, как автора исключительно романа «Мать», как «глашатая революции» сильно преувеличена. Художественный диалог с его драматургией сегодня возможен и может быть чрезвычайно интересным. Мне кажется, что Горький - несомненно великий русский драматург, а «Варвары» - одна из лучших его пьес. Она удивительно созвучна сегодняшнему дню, словно и не прошло 100 лет со дня её написания. В пьесе 23 персонажа - и все выписаны индивидуально, с подробностями, тонкостями и нюансами характеров, судеб. А как он всех жёстко и остро завязывает в один сюжетный клубок! По одной этой пьесе можно понять и почувствовать, каким Горький был глубоким человеком, с ранимой, страдающей, мятущейся душой. 

Кор. Для Вас драматургия Горького естественным образом продолжает ряд - Тургенев, Островский, Толстой, Чехов?

- Безусловно. Сейчас скажу, может быть, крамольную мысль, но для меня мой любимейший Чехов-драматург - более литературен, чем драматург Горький. 

Кор. Здесь надобно объясниться...

- Очень трудно своё внутреннее ощущение выразить словами, но Чехов, как мне чувствуется, писал пьесы настроенческие, атмосферные, где герой - только коллективный, то есть каждый - какая-то нотка в общей партитуре оркестра. Горький же в пьесах выписывает роли-соло, каждый герой имеет плоть и кровь, мотивацию поведения, перспективу. Образ, индивидуальность развивается по своим законам, даже ремарки Горького - тонкие подсказки для актёров, как им вести своего героя по сюжету, по действию. Именно театральная природа Горьким взята в его пьесах за основу. Это - настоящие пьесы для театра. 

Кор. Какое соло должна исполнить в спектакле Ваша героиня - Надежда Поликарповна Монахова? 

- Горький сочинил женщину чудную (с ударением на последнем слоге), с нереализованным женским началом, с невоплощёнными мечтами. Такие женщины всегда трагичны и могут быть порою опасны. Это сегодня они могут уйти в бизнес или в политику, в лучшем случае - вложить всю себя в детей. Но и это - перекос, потому что искорёженная природа недолюбленных и недолюбивших женщин непредсказуема. Женщине от природы дано больше любви, и эту любовь любая женщина стремится тратить, отдавать по максимуму. Моя Надежда - романтик, мечтатель «без страха и упрёка», при этом - жена нелюбимого мужа (Монахова играет Евгений Филатов - В.Н.). А только в любви женщина может состояться вполне, она в ней продолжается, воплощается, растворяется, черпает силы. 

Кор. Согласитесь, нереализованность Надежды Монаховой приводит к довольно страшным изменениям в её характере. Даже муж её побаивается, относится, как к какому-то инопланетному созданию. 

- Да, его попытки подшучивать над Надеждой - не что иное, как защитная реакция, желание опростить то сложное, что страшит его в жене. Надежда сделала главный выбор - она хочет любить, она ищет Героя, она желает воплощения в мужчине. И Горький, - как мы знаем, страстно увлечённый ницшеанством, - показывает, как этот выбор вступает в конфликт с окружающим миром, этому выбору не соответствующим. Жёсткая целеустремлённость человека порой вызывает отторжение среды, отпугивает. Надежда требовательна в своём поиске, черства ко всему, что мешает её главной задаче - найти человека и любить его, отдать ему всю себя. Но её одержимость ведь и привлекает людей, вот в чём секрет. Она отнюдь не пугало. К ней прикипают почти все мужчины пьесы, многие её любят - каждый по-своему, погибают из-за неё, стреляются. Надежда Поликарповна сексуально привлекательна, притягивающа, обладает манкостью.

Кор. Мне кажется, мужчины словно под гипнозом находятся рядом с этой женщиной. 

- Да, важный вопрос: в чём гипнотическое действие героини? Одно из главных её человеческих качеств, которое обескураживает людей - она не умеет лукавить, притворяться. Её искренность граничит с прямолинейностью, её простодушие сродни юродству. Она с уверенностью блаженной говорит людям правду, истину. Конечно, это вызывает шок. Надежда говорит: «Настоящая любовь - это та, которая на всю жизнь». Максимализм? Да. И некоторые воспринимают это, как бред, чушь, ерунду. Она ежесекундно ставит себя в смешное, неприличное положение, ей говорят об этом, а она этого не понимает, не чувствует. Она публично обижает мужа - и не считает это неправильным. Ибо, по её мнению, заслужил. 

Кор. Не слишком-то артистократично или, если хотите, интеллигентно.

- А Горький ведь Монахову сделал мещанкой, дал ей отчество Поликарповна. Кстати говоря, артистократизм женскую природу склоняет к притворству, за хорошими манерами скрывается порой бездна вранья и лжи. Моя героиня же никогда ничего не играет, не изображает - в каждую секунду сценического существования у неё подлинные реакции и действия. В ней нет ни секунды кокетства, нет маски. Она может подойти к жене и сказать публично комплимент о её муже, не стесняясь. 

Кор. Но всё же женское чутьё её подводит: Егор Черкун (артист Артур Ваха - В.Н.), возведённый ею на пьедестал героя, не соответствует в результате её мечтам. 

- У Надежды были основания для возведения Черкуна на пьедестал. Она впервые увидела человека, который приехал в захолустье делать настоящее дело, преобразовывать мир. Не разговоры разговаривать и рыбу удить, а заниматься настоящим мужским делом, менять жизнь. Строительство железной дороги - это как прыжок в будущее, символическая во многом история в пьесе Горького. У Черкуна глаза горят, он резкий и жёсткий, он притягивает своей мужской силой, энергией, искрой. Надежда такого человека увидела впервые в жизни, он - воплощение романтического героя, сошедшего со страниц романов, которыми она зачитывается. И она не видит, как он к финалу пьесы угасает, опускается, она видит в нём по-прежнему только лучшее. У неё звериный, животный нюх на настоящее, подлинное в человеке. И она считает, что способна эту искру в любимом человеке поддерживать. Это и есть настоящая любовь. Она в Черкуне не разочаровывается, она его отказ от неё, его испуг воспринимает, как своё поражение. Она его ни в чём не обвиняет, а говорит - «никто не может меня любить». 

Она и из жизни уходит так, что приводит всех в шок. Цыганов (артист Владимир Матвеев - В.Н.) говорит: «Как спокойно, холодно и просто она это сделала...» Поднесла на его глазах и на глазах мужа пистолет к виску и выстрелила. Без суеты, истерики, слёз, без страдания. Горький лишает её страдания - если бы она была способна страдать, - может быть, и самоубийства бы не совершила. Поплакала бы над разбившейся мечтой, наконец. А потом увидела бы собственного мужа другими глазами, пожалела бы. Но она и сама не страдает, и не видит страдания других. Однако ценность её в том, что она своим присутствием в мире и своим уходом из него изменила всех окружающих. Конечно, этот образ Горьким сконструирован, читается и перекличка с героинями Ибсена, например - с Геддой Габлер. Сейчас работа над пьесой в самом разгаре, и разгадка женской тайны Надежды Монаховой нам ещё предстоит.

Беседу вела Вера Николаева

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр