Top.Mail.Ru

Ирина Балай: «Не хватает времени, чтобы надышаться красотой…»

Владимир Желтов - «Вестник Адмиралтейского района», 2020, октябрь

В первый летний день этого года исполнилось 60 лет, как – ныне заслуженная артистка России – Ирина Балай была принята в труппу Театра им. Ленсовета. Не трудно посчитать, сколько ей было, когда в 1998-м Ирина Андреевна сыграла Луизон в спектакле «Мнимый больной». Один критик тогда назвал «это самой дерзкой выходкой режиссера и актрисы», а другой поспешил отметить, что «и сам Станиславский поберег бы свое «не верю» для другого раза». Добрый десяток лет Ирина Балай выходила на сцену в роли восьмилетней девочки…

 

- Ирина Андреевна, преданность одному театру достойна уважения.

- Я совершенно не собиралась работать в Театре Ленсовета. По окончании студии при Ленинградском ТЮЗе я уже подписала распределение в Барнаул, когда сокурсник попросил: «Хочу попробоваться в Ленсовета. Подыграешь мне Тоню Туманову?» - «Конечно». Сыграли мы сценку из «Как закалялась сталь», партнер мой говорит: «Подожди меня, я узнаю результат показа». Возвращается: «С тобой хочет поговорить Тихон Алексеевич». Кондрашов тогда был главным режиссёром. «Ира, вы ученица Леонида Федоровича Макарьева?» - «Да». – «Я приглашаю вас в наш театр». - «К вам в театр я не пойду – я подписала Барнаул». – «Вы не хотите у нас работать?!» - «В Барнауле мне дают квартиру». Жила я в густонаселенной коммуналке - по две семьи в комнате. «Жилищная проблема важная, но это не самое главное в жизни».

- В 1960-м в Театр Ленсовета пришел и Игорь Петрович Владимиров…

- А я чуть было не ушла! Кондрашов перед своим увольнением сказал: «Ира, пока неизвестно, кто меня сменит, неизвестно что и как будет, а вами заинтересовались в Большом драматическом. Позвоните Дине Морисовне Шварц». Дина Морисовна позвонила сама: «Приходите на беседу с Георгием Александровичем». Товстоногов пригласил меня в БДТ. Кондрашов ушел – пришел Владимиров. В лицо я его не знала.

Играем «Остров Афродиты». Во втором акте, перед самой трудной драматической сценой нервно, полузакрыв глаза, хожу по гримёрке. Легкий стук в дверь. Входит высокий красивый мужчина. «Хочу с вами познакомиться». «Какая наглость! – думаю. - Не досмотрев спектакль, прийти к актрисе в гримёрку! Знакомиться!»

Возмущаюсь: «Как вам не стыдно! Вы хоть досмотрите спектакль! Я сейчас буду играть такую сцену! Вам будет стыдно, что вы сломали мне выход!» Мужчина ушел. Выхожу из гримерки. Актеры в коридоре (они не могли не слышать, как я кричала: «Как вам не стыдно!») говорят: «Ира, тебе надо писать заявление об уходе. Ты выгнала главного режиссёра». Представляете, в каком состоянии я отправилась на сцену? Но я - актриса! Я должна доиграть спектакль, а потом уже писать заявление. Играла я, по словам коллег, очень хорошо.

Ночью меня мучила бессонница. Но я не страдала. Я знала, что меня ждет Товстоногов. На следующий день прихожу в театр. В коридоре встречаемся с Владимировым, и вдруг Игорь Петрович говорит, что я вчера повела себя очень правильно – как актриса, и что не нужно перед ним извиняться.

Когда же он узнал, что я собираюсь в БДТ, рассердился не на шутку: «Вы знаете, что я могу вас уволить по статье? Вы здесь по распределению и должны отработать три года». Я - к Товстоногову: «Владимиров меня не отпускает!» - «А что вы ему сказали?» - «Что приглашена в БДТ». – «Вам нужно было сказать, что вы не хотите работать в Театре Ленсовета». Этого я не могла сказать. Тем более, что мне уже захотелось работать с Владимировым. Одну за другой получила я очень интересные роли в спектаклях, которые ставил новый главный режиссер: Маринку в «Щедром вечере», Золушку в «Хрустальном башмачке»… Но почти год Игорь Петрович со мной не здоровался.

- Владимиров создал свой театр – музыкально-драматический. И вам пришлось запеть.

- Петь я очень любила. В моем детстве по радио транслировали оперы. Я много чего выучила на слух – «Травиату», «Риголетто», «Евгения Онегина». Партию Людмилы в «Руслане и Людмиле», партию Снегурочки знала. В театре Ленсовета запела я в роли Лизы Стратовой в «Женском монастыре». Лизу репетировали мы с Алисой Фрейндлих. Владимиров никому не отдавал предпочтения. Алиса сыграла первый и второй спектакли, а начиная с третьего, мы стали играть строго в очередь. Алиса всегда отличалась демократичностью и равноправием.

- В начале 70-х в театре появился юный Михаил Боярский…

- У Миши легкий характер, веселый нрав. Его, как и Алису, сразу все полюбили. У Боярского никогда не было гордыни. Помню, один артист проспал явку на спектакль. Дело было на гастролях, если не ошибаюсь, в Николаеве. Принялись названивать в гостиницу. Миша, сообразив, что надежды на администратора мало, сорвался и побежал в гостиницу. Спектакль не был сорван. Боярский по натуре - настоящий мушкетер!

Еще пример. Нужно ехать в Выборг и там в один день сыграть два спектакля «Трубадур и его друзья». Накануне в Доме композиторов отмечалось какое-то событие. Мы с Лёней (Леонид Балай, композитор, муж Ирины Балай. В.Ж.) вернулись домой в шесть утра. А в восемь сбор. Думаю: в автобусе посплю, отдохну. Подхожу к автобусу, бледная Лена Майорова (Елена Майорова, помощник режиссера. В.Ж.): «Ира, ты сегодня будешь играть не фрейлину, а Принцессу». – «Это шутка?» - «Нет. У Ларисы (Лариса Луппиан, актриса. В.Ж.) – аппендицит, ей ночью сделали операцию. Ехать будем долго – успеешь выучить роль».

Села я в автобус, представила, какой ужас меня ждет в Выборге, и тихонько заплакала. Подсаживается Миша: «Ирка, все будет хорошо! Зритель придёт на меня, а не на тебя, и будут слушать, как я пою, а не ты – под фонограмму». Так он меня подбадривал. Уже в Выборге выяснилось, что три номера мне нужно спеть «живьем». Как во сне я сыграла оба спектакля.

- После Выборга вас стали называть мастером срочного ввода, «палочкой выручалочкой»?

- Срочные вводы случались часто. Какое-то время мы с Леней жили на краю города, на улице Орджоникидзе. Телефона нет. В полдень привозят роль. «Ирочка, сегодня вечером премьера. У актрисы такой-то роль не получилась. Игорь Петрович просит… Тебя ждут в театре в пять часов». Роль Пигалицы - две огромных сцены, и еще песенку надо спеть. А у меня маленький ребенок, Антону было дней двадцать от роду. Кормить надо, перепеленать надо не один раз, Антоша плачет… Текст учила я в трамвае, потом - в метро; тогда от Орджоникидзе нужно было на трамвае доезжать до «Парка Победы». Приехала, сыграла.

- Ирина Андреевна, теперь о Луизон, с которой мы начали разговор.

- Едва оправившись от шока, вызванного предложением Тростянецкого, я взмолилась: «Геннадий Рафаилович, после «Цинковых мальчиков» вы же сами говорили, что я - трагическая актриса». Тростянецкий был неумолим. Я побежала к худруку театра Владиславу Пази: «Владислав Борисович! Да что же это такое!…» - «Ирина Андреевна, раз режиссер в вас видит Луизон, надо попробовать». Луизон я играла почти без грима - только гипертрофированные веснушки.

- Теперь давайте переместимся в Адмиралтейский район. Живете вы на канале Грибоедова, но, если выйти на балкон, прямо – Консерватория, левее – Театральная площадь, Мариинский театр…

- Когда не было второй сцены Мариинского театра, была видна и синагога… Не только дневная, но и вечерняя и ночная панорама,

открывающаяся из наших окон, при современной подсветке зданий какая-то невероятная, а в белые ночи вообще нереальная, сказочная.

- Как давно вы поселились на канале Грибоедова?

- В 1978-м. Перед тем мы с Леней жили неподалеку: улица Союза Печатников, 18. Когда наш дом пошел на капитальный ремонт с перепланировкой, и о возврате в прежнюю квартиру не могло быть и речи, нам стали предлагать смотровые. Все квартиры были гораздо меньшей площади. Мы отказывались. Затем предложили эту – в доме после длительного капитального ремонта. До нас предлагали солистке Кировского театра, народной артистке СССР Галине Ковалевой. Ковалева сказала, что на шестой, последний, этаж не поедет. В жилконторе нас честно предупредили: крыша протекает. Первый раз в квартиру мы вошли после очередной протечки. Паркет был вздыблен. Леня вышел на балкон, вернулся и сказал: «С паркетом как-нибудь разберемся». Последствия протечки ликвидировали коммунальные службы - нам не пришлось тратиться, но причины протечек так и не устранили, и мы еще долго вынуждены были тазики подставлять.

- Ваши любимые места в Адмиралтейском районе?

- Все, что рядом с домом: Театральная площадь, набережные каналов Грибоедова, Крюкова, Мойки, Львиный мостик, Поцелуев мост… Туристы со всего мира приезжают, чтобы хоть раз в жизни увидеть красоту, которая нас, петербуржцев, окружает, а нам не хватает времени, чтобы ею надышаться.

 

Беседовал Владимир Желтов

 

«Ставя Мольера, я всегда ищу какую-то игровую форму. Максимальным выражением формы мне кажется гротеск. Меня осенило: Ира Балай может очень здорово сыграть Луизон. Ира одаренный и чуткий человек. К тому же во время нашей первой совместной работы она мне сказала: «С тобой я готова в огонь и в воду!» А это уже больше пятидесяти процентов успеха. Других кандидатур на роль Луизон у меня не было».

 

Геннадий Тростянецкий, режиссер

 

Досье

 

Ирина Балай была занята в большинстве спектаклей Театра им. Ленсовета. В настоящее время ее можно видеть в спектаклях:

«Испанская баллада», «Земля Эльзы», «Ревизор», «Бродский. Изгнание».

Играет в спектаклях Санкт-Петербургского «Классического театра»: «Смешной», «Три сестры», «Среди миров».

Снялась в фильмах: «Театр зовет», «Ножи» и «Женихи», «Спутники», «Балтийское небо», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и др