Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ирина Балай: Если бы не театр, я бы не узнала чего-то настоящего

Екатерина Омецинская,- «Вечерний Петербург» №52(25080) от 24 марта 2014

24 марта актриса театра им. Ленсовета отмечает юбилей

В легендарном спектакле Театра им. Ленсовета «Малыш и Карлсон», поставленном в 1969 году, она играла сначала девочку Астрид, потом Маму. В этом, собственно, вся суть актерской судьбы: сначала - девочки, потом - мамы... А в промежутках - главный вопрос: как и зачем? Ответ на него актриса, отмечающая в марте юбилей, знает доподлинно: в театре нельзя фальшивить, надо ЖИТЬ.

 

 
- Ирина Андреевна, вы в Театр имени Ленсовета по распределению попали?
- По распределению я попала в Барнаул (улыбается). А еще на третьем курсе нам с Дмитрием Барковым, с которым мы вместе учились в студии при ТЮЗе у Леонида Макарьева, вообще предложили работать в Потсдаме, даже без дипломов. Но мы с Димой посовещались и решили, что без дипломов как-то несерьезно... И потом по распределению его оставили в ТЮЗе, а меня направили в Барнаул. Я даже хотела туда: у меня мама и папа - геологи, и я легкая на подъем была. И легко подписалась: Алтай так Алтай! Что меня держит-то? Но мой однокурсник Шаматрин показывался в Театр им. Ленсовета и готовил роль Павки Корчагина. Он и попросил: «Подыграй мне, пожалуйста. Я так хочу в этот театр, он мне так нравится!» Я и подыграла. Мы вышли потом в коридор, а режиссер Кондрашов говорит мне: «Зайдите». Я отвечаю: «Это не я показываюсь. У меня Барнаул». А он: «Нет, зайдите, зайдите». Я и зашла. Он говорит: «Вы петь можете?» А я же без аккомпанемента, «без ничего». «Да, - говорю, - спою вам «Аве Мария». Там еще директор театра сидел, и я им спела на латыни. «Убила» их. Это было в конце апреля 60-го года где-то... Кондрашов говорит: «Четвертого мая худсовет, приходите». Я испугалась: «Как я могу?» А он: «Я хочу, чтобы вас труппа увидела...»

 

 

- Это ведь еще диплома у вас по-прежнему в кармане не было?
- Конечно, у нас только-только дипломные спектакли пошли! А я-то уже подписалась на Барнаул... Но мне сказали, что мое распределение будет заботой театра, директора, замдиректора, Министерства культуры СССР.

 

А для театра это ох как непросто было...

 

- А самое сильное впечатление от работы в этих стенах какое?
- Если бы не театр, я б не узнала чего-то настоящего, не узнала жизни. Я всю страну увидела: Красноярск, Севастополь, Одессу... Много было маленьких городов, и везде жизнь была разная... А самое яркое - работа с Владимировым. Это была невероятно насыщенная театральная жизнь. С ним можно было и поссориться, но, увидев какую-то твою актерскую находку, удачу, он тут же прощал обиды, и ссора заканчивалась. Он был обидчивый, но отходчивый: прощал, когда видел творчество. Умел прощать за творчество.

 

 

- «Среди миров» необычайно сложный по построению спектакль: его играют ведь на лестнице петербургского дома, на разных лестничных площадках. Вы даже зрителей-то не всех можете видеть...
- Но я их всех чувствую, и это главное... Когда-то я в Театре им. Ленсовета получила роль Маринки в спектакле Игоря Владимирова «Щедрый вечер» (по Блажеку). И там была сцена, когда Эстрин приглашает меня на рождественский вечер. Игорь Петрович поставил мизансцену так, что я выходила к залу и шла близко-близко к зрителям. Владимиров тогда сказал: «Мне надо, чтобы я ничего не почувствовал в тебе от актрисы. Попытайся». И я почувствовала такое состояние, когда придуманная жизнь стала моей. «Как бы это не растерять», - тогда подумала... И в спектакле «Дафнис и Хлоя» было то же: «Выходи и рассказывай свою жизнь...» Это были выходы на личный контакт со зрителем. И третий эпизод такого контакта - постановка Геннадия Рафаиловича Тростянецкого «Если проживу лето» по прозе Светланы Алексиевич. Там есть сцена, когда мать рассказывает о своем сыне, которого искалечила война в Афганистане...

 

Но даже прочувствовав это состояние, параллельно своей работе я пыталась найти в других театрах и актерах, как это делают они. Каков же код этого состояния? Евгений Леонов, роли которого превращались в исповеди, меня сразил. Это нечто, переходящее границы актерского мастерства! Код проникновения к зрителю, к его душе, мне кажется, я поймала: Леонов разрывал свои душу и сердце на сцене.

 

- Не было ли соблазна когда-нибудь покинуть стены Театра имени Ленсовета и уйти в другой коллектив?
- Мы невероятно тесно когда-то общались с московскими актерами: пересмотрены были все московские премьеры. Приезжаешь в Москву на поезде, идешь в театр к администратору: «Здравствуйте, я из Ленинграда». А в ответ: «Да-да-да!» В зале садишься, смотришь: а вот Ира Асмус сидит из Комиссаржевки... Удивительная актриса: ведь в 35 лет поступила в цирковое училище! Потрясающая клоунесса... Сидим в первом ряду, смотрим спектакль Эфроса «Вишневый сад», Демидова в главной роли... Такие были ощущения! Мог Петр Наумович Фоменко позвонить в восемь утра, сказать: «Ира, у меня премьера - приезжай! Если нет денег, оплачу билет!» И я еду на «Египетские ночи», на «Волки и овцы»... Он меня даже к себе звал, но я не смогла расстаться с Владимировым.

 

Преклоняюсь перед Фоменко - человеком, у которого не было никогда признаков великости. Я с ним познакомилась во времена «Мистерии-буфф». Он был музыкален невероятно, и чувство юмора у него было потрясающее.

 

- Это дар или это можно развить в себе?
- Нет, развить это нельзя. Люди сами не виноваты в том, что приходит свыше. Ведь откровения снисходят неизвестно откуда. Помню, как во время репетиций с Владимировым я за ночь могла внутри перестроиться и вдруг понять роль...

 

 

- Вы тоже ведь очень музыкальны... У вас есть специальное образование?
- Я большую часть жизни провела в Москве. Так получилось, что меня отдали на воспитание тете, которая там жила. И я хотела поступать в институт Гнесиных на вокал.

 

Но у меня как прослушивание - так ангина... А прослушиваний было всего два. Хотя наизусть я знала и партию Джильды из «Риголетто», и Виолетты из «Травиаты», и Снегурочки... Раньше же было радио, пластинки...

 

- Вспоминается сразу Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра»...
- Примерно так (улыбается). Уже позже меня Леонид Арнольдович Энтелис, который дружил с Макарьевым, приучил к времяпрепровождению в филармонии: переслушала столько концертов с такими прекрасными дирижерами! И сейчас, когда я посещаю Мариинский театр, я поражаюсь силе и вдохновению Гергиева. Он поднимает сегодня такие пласты! Как прекрасно у нас поют Вагнера на немецком языке! Не замечаешь, сколько идет спектакль.
Екатерина Омецинская 

 

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр