Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Инна Аронова: «История возрождения души»

Надежда Кокарева,- Театр+ 2020, № 7, декабрь

«Жизнь — сапожок непарный», спектакль-жизнеописание актрисы, известного театроведа Тамары Петкевич готовится показать в декабре Театр им. Ленсовета. В преддверии премьеры ТЕАТР+ встретился с режиссером Инной Ароновой.

 

— Как появилась идея постановки «Жизнь — сапожок непарный»?

— Когда я читала биографическую книгу Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный», некоторые сцены, как в кино, вставали перед моими глазами, они были настолько живо описаны, что мне захотелось прикоснуться к этому материалу. Это страшная судьба! Удивительно, с таким огромным количеством боли, падений, катастроф пришлось столкнуться этой женщине. Все, кто читал книгу, говорили одну фразу: «Как она могла жить после этого? Как она смогла любить после такого, и стать тем, кем она была?» Тамара Владимировна прожила очень долгую жизнь — 97 лет — и люди, которые встречались с ней, говорят, что она была очень красивой женщиной, красивой внешне и внутренне. Когда мы встретились с Ларисой Регинальдовной Луппиан, художественным руководителем Театра им. Ленсовета, чтобы обсудить возможности поставить здесь спектакль, в числе прочего я предложила поставить автобиографию Тамары Петкевич. Получилось так, что я попала во вкус и в выбор Ларисы Регинальдовны, оказалось, что она не только ее читала, но и очень любит эту книгу. И мы обе решили попробовать и посмотреть, что из этого может получиться. Я подала заявку, сделала эскиз постановки, а когда он был принят, пошла речь о постановке спектакля.

 

— В постановке Театра им. Ленсовета вы выступаете не только как режиссер, но и как автор инсценировки. Вы имели дело с очень объемным произведением. Какая тема стала лейтмотивом спектакля?

— Для меня главное в этом материале — это история возрождения души — об этом наш спектакль. Конечно, все действие происходит на фоне ГУЛАГа, и это основная тема. Героиня провела там семь лет, причем семь лучших лет — ей исполнилось 23 года уже в тюрьме. Там она родила ребенка, встретила свою самую большую любовь… Главные моменты в жизни для Тамары Владимировны связаны с ГУЛАГом. Это противоречиво, страшно и удивительно. В книге есть фраза: «Безобразен и удивителен мир вокруг нас». Невзирая на ужас, в котором она жила, наша героиня была способна увидеть эту красоту жизни, успевала ею наслаждаться. История возрождения ее души начинается со встречи с Александром Осиповичем Гавронским в лагерном театре — ТЭКе (театрально-эстрадном коллективе). Этот человек

вытаскивает из нее то, на что она была способна, он навсегда заражает ее театром и определяет всю ее жизнь после лагеря. Потом она будет служить в нескольких театрах, окончит Ленинградский театральный институт по специальности «Театровед» и будет работать в Доме художественной самодеятельности на Рубинштейна, 13, где сейчас находится театр «Зазеркалье». Она помогла многим режиссерам, которым в силу разных обстоятельств негде было реализоваться, они смогли выплеснуть свою творческую энергию на этой сцене.

 

— Мне удалось прочитать вашу инсценировку, и я хочу отметить несколько интересных ходов. Например, вы разделили образ главной героини на две роли: Тамара В. и Тамара Ю. Почему?

— Да, это действительно так, всю инсценировку две героини, молодая и пожилая, сменяют друг друга, и это очень четко связано с внутренним состоянием. Здесь мне хотелось исследовать специфику возраста. Мы в каждый момент своей жизни не соответствуем своем биологическому возрасту: мы или моложе, или старше. От тех жутких событий, которые сваливаются на нас, мы стареем, тяжелеем очень быстро. А любовь, счастье — они нас вытаскивают из этого состояния, мы снова становимся молодыми.

 

— Вам не кажется, что мы сегодняшние слишком далеки от того времени, которое показано в вашем спектакле? Мы не понимаем, как люди могли так жить, чем можно оправдать убийство миллионов.

— С нашей стороны, эта постановка — это попытка познать этот материал. Конечно, история репрессий ушла в далекое прошлое. Мы далеки от этого страшного времени, и очень трудно себя заставить нырнуть в него, узнать больше об этом. Когда началась работа над спектаклем, я начала спрашивать у всех своих знакомых и друзей: «А у вас пострадали родственники от сталинского террора?» Когда мы общались с Наталией Николаевной Немшиловой, которая играет в спектакле Тамару В., она мне ответила: «Я прекрасно понимаю, что это такое, моего дедушку расстреляли, моя бабушка прошла лагеря, потом вернулась и не могла устроиться на работу. Моя мать — дочь врага народа».

 

— Генетическая память работает?

— Да, работает.

 

— Вы как-то дополнительно готовились перед началом репетиций?

— Да, мы с артистами спектакля ездили на Левашовскую пустошь (Левашовское мемориальное кладбище, где похоронены более 45 тысяч жертв сталинских репрессий. — Прим. ред.) в творческую экспедицию, были на экскурсии, осмотрели музей, собранный из того, что принесли люди. Конечно, много читали: Шаламова, Солженицына, Гинзбург, дневники и документальные свидетельства того времени. Но, повторю, что наша

постановка — это только фантазия на тему ГУЛАГа, наша интерпретация событий тех лет.

 

— У вас уже за плечами несколько больших спектаклей, поставленных в разных театрах страны. Эти постановки влияют на сегодняшнюю работу?

— Конечно, все время есть некоторый момент проникновения. Я поставила три спектакля, которые так или иначе связаны с темой Холокоста. Эта тема важна для моей семьи, для меня, и я в нее довольно подробно погружалась, поэтому, когда пришлось прикоснуться к истории ГУЛАГа, у меня был определенный опыт прохождения через изучение глобальной катастрофы. И мне это помогает.

 

— Вы приглашенный режиссер. Как вам работается в театре им. Ленсовета?

— Со мной работают очень разные артисты: разных школ, возрастов, среди них и самые молодые — четверо – выпускники 2020 года — при этом они очень профессиональны, хорошо воспитаны своими мастерами, с жадностью относятся к работе, с правильным подходом, резонирующим во мне. Есть и старожилы театра им. Ленсовета: Лидия Константиновна Ледяйкина, Наталия Николаевна Немшилова, Евгений Александрович Филатов. Все работают абсолютно искренне и с большой верой в наше общее дело. Я с интересом репетирую и с радостью прибегаю в театр — для меня это главный признак успешной работы, пока не в смысле результата, а того, что постановка идет в правильном направлении.

 

— Вы сформулировали для себя основные постулаты режиссерской работы?

— Быть режиссером для меня — это значит уметь настроить процесс постановки спектакля, обладать определенной фантазией, чтобы это процесс напитать, заразить всех своим замыслом, заставить поверить в себя и в саму постановку, повести за собой, сделать так, чтобы эта машина раскачалась.

Я привыкла, что спектакль должен рождаться в доверии, во взаимном интересе и поиске, я поощряю, когда артисты считают это дело своим, а не являются простыми исполнителями замысла, а хотят тоже что-то сказать, работают над ролью, даже выйдя с репетиции. В спектакле, при всех прочих, очень важно, чтобы артист понимал задачу. Если артист выходит и не знает, зачем он на сцене, спектакль не состоится, не будет диалога со зрителем, в него ничего не попадет, и он не отдаст энергию обратно.

 

— Сегодня мы переживаем непростые времена. Из-за сложной эпидемиологической ситуации возможностей для живого общения становится все меньше. Может ли театр перейти из офлайна в онлайн полностью?

— Я не верю, что театр может перейти в онлайн, для меня театр — это только живое действие. Трансляции спектаклей во время карантина — это было прекрасно, я немного их посмотрела, ровно столько, сколько нужно было, чтобы меня напитать впечатлениями. Но когда театры открылись после периода самоизоляции, я за короткое время сходила сразу на 6 спектаклей. Эта волна, которая исходит от артистов в зрительный зал, то самое живое чувство, которое зарождается на глазах, — оно бесценно. Для нас очень важно работать, мы будем играть, пусть на 25% зала, но играть! Мне кажется, что театр должен быть живым, а не виртуальным.

 

Беседовала Надежда Кокарева

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр