Top.Mail.Ru

Инкогнито из Петербурга

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ ,- «Московский комсомолец» в Питере», 2003, 23 апреля

День рождения у Сергея Мигицко сегодня, 23 апреля. «МК» в Питере» не просто искренне поздравляет любимого артиста с юбилеем, а и по-зрительски эгоистично желает ему долгих творческих лет, сохранения неподдельного интереса к жизни и воплощения романтических мечтаний.
Эпоха преклонения перед актерами утрачена безвозвратно. В прошлом остались толпы поклонниц у служебных входов Театра, зацелованные портреты из киосков «Союзпечати» и разрезанные на кусочки (чтобы всем хватило!) галстуки кумиров. Время стало деньгами, поклонницы - феминистками, а Театр из категории «храм» перекочевал в категорию «сфера деятельности». И не только для публики. Бытие определило сознание многих, ох, многих актеров... Роли бандитов, милиционеров и представителей секс-меньшинств, как оказалось, оплачиваются лучше и чаще героев Шекспира. Востребованность в плохих кино- и театральных проектах-однодневках приземлила не одну творческую душу... Но тем заметнее и ценнее становятся те, кто сохраняет преданность служению искусству, верность себе и своему театру. Высокопарность еще уместна в жизни, особенно когда она подкрепляется реалиями. А уж если эти реалии совмещают настоящего актера и хорошего человека, высокопарности не избежать. Особенно в преддверии 50-летнего юбилея актера Санкт-Петербургского государственного Театра имени Ленсовета народного артиста России Сергея Мигицко. 
Сказать, что он популярен, преувеличением не будет. Каждая его роль - будь то в кино или в театре, от Кузена в «Соломенной шляпке» до Виктора-Казимира в «Мой муж инопланетянин» или от достопамятного Осла в «Бременских музыкантах» до Леметра во «Фредерик, или Бульвар преступлений» - любопытна. Именно так - любопытна, потому что порой кажется, что Мигицко может все. От комедии «для всех» до трагедии «для избранных». И это «все» - через ироничный прищур глаз, мол, «я-то знаю...». При этом в общении с ним легко, а это верный признак мудрого человека. Снобизма актера, отдавшего полжизни театру, в нем нет, равно как и возрастного превосходства: «Надо поговорить? Приходи в театр, поговорим!» А искренность уже сомнению не подлежит. 
- Сергей, пятьдесят лет - это много? 
- Да. Я сейчас смотрю, какие горизонты открыты перед современной молодежью. У нас все было иначе. У нас не было такой стартовой площадки. Если бы мне с той моей молодой энергией сейчас стартовать, я думаю, старт был бы иной. Все было тяжело: не было свободы в выборе репертуара, в театрах была жесткая дисциплина, карался любой, даже самый малый, проступок, телевидения было две программы, а не тридцать... Я не хочу сказать, что много лет прошло вхолостую, просто к.п.д. кипучей энергии был не очень высок. 
- А энергия с возрастом теряется? 
- Конечно. В этом надо смело признаться. Теряется даже не энергия, а совокупность жизненных сил. А в наше время, когда почву из-под ног может выбить любая мелочь и делить энергию приходится на многое не главное, потери увеличиваются... 
- Ты в Театре имени Ленсовета много лет. Есть разница между театром, в который ты пришел больше четверти века назад, и тем, что существует в этих стенах сейчас? 
- Это два разных театра. Их нельзя ни сравнивать, ни сопоставлять. Их объединяет то, что в труппе остались ученики Владимирова. Это люди, которые работают много лет друг с другом. И от этого ансамбль у нас очень хороший. 
- Владислав Борисович Пази - твой режиссер? 
- Вопрос непростой. Если коротко: мы с В.Б. сделали уже четыре спектакля: «Любовник», «Лицо», «Жак и его господин», «Фредерик, или Бульвар преступлений». Пьесы и роли, предложенные Пази, более чем серьезные. Режиссер, который мне доверяет, - это хорошо, даже замечательно. Пази тоже учился в Ленинграде - у Сусловича, прошел огромную школу провинциального театра - театра живого и подлинного, но при этом он - человек сегодняшнего дня. 
- Благодаря ему в театре много молодежи... 
- Это, кстати, влияет на жизнь театра. Я одобряю приток молодых. Они приносят свои соки. Но «молодой» не есть синоним хорошего. Однако последний курс Пази замечательно набран, хорошо обучен, и я очень люблю этих ребят и искренне желаю им счастливой судьбы, а значит - интересных ролей. 
- А тебе что интересно в предлагаемой роли? 
- Мне интересно, когда у роли есть развитие, судьба, начало и конец. Я много играл эпизодов по воле Мастера - Игоря Петровича Владимирова. Мне кажется, что эпизод сложнее сыграть, чем большую роль. Человек выходит на сцену на пять-семь минут со своей жизнью, со своей судьбой, со своей силой, со своим юмором: гам-гам-гам и... ушел. А надо, чтобы зрители его поняли и запомнили, потому что на поклон еще придется выходить... По эпизодам я и подошел к тем большим ролям, которые сейчас играю. Эпизод или серьезная роль - это отрезок жизни. Не важно, отрицателен герой или положителен, красив или нет, главное - судьба человеческая. Если чужая душа задевает мою душу, роль интересна. 
- Большинство твоих героев добры... Это ты сам или таково отношение к человечеству? 
- Да, я сам человек не злой. Доброта - это качество, которого, к сожалению, многим из нас не хватает. Но я играл и не очень добрых людей. Наш Мастер учил: «Старайся в добром человеке найти проколы. Если играешь плохого, найди хорошее в нем»... 
- То есть добрый человек не есть идеальный? 
- Отрицательное и положительное всегда ходят рядом. И я-то уже не тот добряк, что был двадцать лет назад.
- Сильно ли человек меняется за жизнь? 
- Старые люди говорят: «Жизнь научит». Научила. При этом нутро мое не оскудело, не покрылось льдом. Просто я стал разборчивее в людях и поступках. 
- А защищаться ты научился? 
- C нападением у нас все в порядке, с полузащитой более или менее, а вот с защитой - не всегда, не всегда... (Смеется: футбольного болельщика фанатичнее Мигицко трудно в Питере найти - Е. О.) 
- Семья для актера - из области защиты? 
- Семья должна быть из области защиты. Мой дом - моя крепость. Но преодоление массы коммунально-бытовых проблем... Лучше силы на площадке потратить. 
- Сил хватает смотреть, что делают в театре другие? 
- Толчки желания посмотреть чужую работу поступают изнутри. Но я стараюсь не смотреть те пьесы, что сам репетирую: чтобы не сбивать наработанного собственными потом и кровью. 
- Во время «Золотой маски» желания было больше? 
- Я смотрел многие спектакли «Маски» до официоза. В дни проведения фестиваля в Петербурге времени не было, но если бы мне сказали, что я упускаю что-то интересное, пошел бы. 
- Насколько ты доверяешь чужому мнению об актерской и режиссерской работе? 
- У каждого свой вкус. Я сужу только по своему мнению, но всегда помню, что в любой спектакль, любую роль вкладывается несколько месяцев жизни, бессонные ночи, частица души... Если мы что-то создали с режиссером, наверное, это не «тяп-ляп-эх», а нечто, измеряемое приложенными силами и болью. Мою работу чужое мнение точно разрушить не может, но есть несколько людей, которым я доверяю и к мнению которых я прислушиваюсь. 
- Ты мог бы НЕ быть актером? 
- Думаю, нет. Это, видимо, направление моей душевной организации с детства. Я не представляю, кем бы я мог еще стать. Увлечения были: море привлекало, например, романтикой... Но я просто по характеру романтик. Это тоже данность. 
- Когда говорят «романтик», толкуют понятие по-разному. Кого, по-твоему, можно считать романтиком? 
- Человека, который любит все красивое, любит природу как среду обитания, женщин любит, хорошие компании, костер, любит желаемое выдать за действительное... Вот Мюнхгаузен - яркий пример романтика. Дон Кихот был романтиком «с большой буквы», а Сирано де Бержерак вообще - Романтик Романтикович Романтько... Они и есть мои любимые персонажи. 
- А последний премьерный персонаж - Леметр из «Фредерик, или Бульвар преступлений» - близок тебе? 
- Сейчас это самое важное в жизни. Огромная работа - и режиссерская, и актерская. Такого объема я еще ничего не играл. Роль требует огромного напряжения и крайней точки самоотдачи. Фредерик Леметр отодвинул на второй план все, что я делал до сегодняшнего дня...«Фредерик» - спектакль о Театре. Зрителю такие пьесы дают возможность удовлетворить извечное любопытство: какие они, актеры? Чего же стоит актерам играть на сцене самих себя, публика задумывается редко. Талант поверяется тем, что кроме чужих жизней надо проживать и свою, оставаясь при этом открытым миру Человеком. Актер и Человек Сергей Мигицко открыт и талантлив. В этом счастье зрителей. 
Эпоха преклонения перед актерами утрачена безвозвратно. Может быть, следующей эпохой станет эпоха преклонения перед хорошими людьми? 

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ