Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Инкогнито из Петербурга

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ ,- «Московский комсомолец» в Питере», 2003, 23 апреля

День рождения у Сергея Мигицко сегодня, 23 апреля. «МК» в Питере» не просто искренне поздравляет любимого артиста с юбилеем, а и по-зрительски эгоистично желает ему долгих творческих лет, сохранения неподдельного интереса к жизни и воплощения романтических мечтаний.
Эпоха преклонения перед актерами утрачена безвозвратно. В прошлом остались толпы поклонниц у служебных входов Театра, зацелованные портреты из киосков «Союзпечати» и разрезанные на кусочки (чтобы всем хватило!) галстуки кумиров. Время стало деньгами, поклонницы - феминистками, а Театр из категории «храм» перекочевал в категорию «сфера деятельности». И не только для публики. Бытие определило сознание многих, ох, многих актеров... Роли бандитов, милиционеров и представителей секс-меньшинств, как оказалось, оплачиваются лучше и чаще героев Шекспира. Востребованность в плохих кино- и театральных проектах-однодневках приземлила не одну творческую душу... Но тем заметнее и ценнее становятся те, кто сохраняет преданность служению искусству, верность себе и своему театру. Высокопарность еще уместна в жизни, особенно когда она подкрепляется реалиями. А уж если эти реалии совмещают настоящего актера и хорошего человека, высокопарности не избежать. Особенно в преддверии 50-летнего юбилея актера Санкт-Петербургского государственного Театра имени Ленсовета народного артиста России Сергея Мигицко. 
Сказать, что он популярен, преувеличением не будет. Каждая его роль - будь то в кино или в театре, от Кузена в «Соломенной шляпке» до Виктора-Казимира в «Мой муж инопланетянин» или от достопамятного Осла в «Бременских музыкантах» до Леметра во «Фредерик, или Бульвар преступлений» - любопытна. Именно так - любопытна, потому что порой кажется, что Мигицко может все. От комедии «для всех» до трагедии «для избранных». И это «все» - через ироничный прищур глаз, мол, «я-то знаю...». При этом в общении с ним легко, а это верный признак мудрого человека. Снобизма актера, отдавшего полжизни театру, в нем нет, равно как и возрастного превосходства: «Надо поговорить? Приходи в театр, поговорим!» А искренность уже сомнению не подлежит. 
- Сергей, пятьдесят лет - это много? 
- Да. Я сейчас смотрю, какие горизонты открыты перед современной молодежью. У нас все было иначе. У нас не было такой стартовой площадки. Если бы мне с той моей молодой энергией сейчас стартовать, я думаю, старт был бы иной. Все было тяжело: не было свободы в выборе репертуара, в театрах была жесткая дисциплина, карался любой, даже самый малый, проступок, телевидения было две программы, а не тридцать... Я не хочу сказать, что много лет прошло вхолостую, просто к.п.д. кипучей энергии был не очень высок. 
- А энергия с возрастом теряется? 
- Конечно. В этом надо смело признаться. Теряется даже не энергия, а совокупность жизненных сил. А в наше время, когда почву из-под ног может выбить любая мелочь и делить энергию приходится на многое не главное, потери увеличиваются... 
- Ты в Театре имени Ленсовета много лет. Есть разница между театром, в который ты пришел больше четверти века назад, и тем, что существует в этих стенах сейчас? 
- Это два разных театра. Их нельзя ни сравнивать, ни сопоставлять. Их объединяет то, что в труппе остались ученики Владимирова. Это люди, которые работают много лет друг с другом. И от этого ансамбль у нас очень хороший. 
- Владислав Борисович Пази - твой режиссер? 
- Вопрос непростой. Если коротко: мы с В.Б. сделали уже четыре спектакля: «Любовник», «Лицо», «Жак и его господин», «Фредерик, или Бульвар преступлений». Пьесы и роли, предложенные Пази, более чем серьезные. Режиссер, который мне доверяет, - это хорошо, даже замечательно. Пази тоже учился в Ленинграде - у Сусловича, прошел огромную школу провинциального театра - театра живого и подлинного, но при этом он - человек сегодняшнего дня. 
- Благодаря ему в театре много молодежи... 
- Это, кстати, влияет на жизнь театра. Я одобряю приток молодых. Они приносят свои соки. Но «молодой» не есть синоним хорошего. Однако последний курс Пази замечательно набран, хорошо обучен, и я очень люблю этих ребят и искренне желаю им счастливой судьбы, а значит - интересных ролей. 
- А тебе что интересно в предлагаемой роли? 
- Мне интересно, когда у роли есть развитие, судьба, начало и конец. Я много играл эпизодов по воле Мастера - Игоря Петровича Владимирова. Мне кажется, что эпизод сложнее сыграть, чем большую роль. Человек выходит на сцену на пять-семь минут со своей жизнью, со своей судьбой, со своей силой, со своим юмором: гам-гам-гам и... ушел. А надо, чтобы зрители его поняли и запомнили, потому что на поклон еще придется выходить... По эпизодам я и подошел к тем большим ролям, которые сейчас играю. Эпизод или серьезная роль - это отрезок жизни. Не важно, отрицателен герой или положителен, красив или нет, главное - судьба человеческая. Если чужая душа задевает мою душу, роль интересна. 
- Большинство твоих героев добры... Это ты сам или таково отношение к человечеству? 
- Да, я сам человек не злой. Доброта - это качество, которого, к сожалению, многим из нас не хватает. Но я играл и не очень добрых людей. Наш Мастер учил: «Старайся в добром человеке найти проколы. Если играешь плохого, найди хорошее в нем»... 
- То есть добрый человек не есть идеальный? 
- Отрицательное и положительное всегда ходят рядом. И я-то уже не тот добряк, что был двадцать лет назад.
- Сильно ли человек меняется за жизнь? 
- Старые люди говорят: «Жизнь научит». Научила. При этом нутро мое не оскудело, не покрылось льдом. Просто я стал разборчивее в людях и поступках. 
- А защищаться ты научился? 
- C нападением у нас все в порядке, с полузащитой более или менее, а вот с защитой - не всегда, не всегда... (Смеется: футбольного болельщика фанатичнее Мигицко трудно в Питере найти - Е. О.) 
- Семья для актера - из области защиты? 
- Семья должна быть из области защиты. Мой дом - моя крепость. Но преодоление массы коммунально-бытовых проблем... Лучше силы на площадке потратить. 
- Сил хватает смотреть, что делают в театре другие? 
- Толчки желания посмотреть чужую работу поступают изнутри. Но я стараюсь не смотреть те пьесы, что сам репетирую: чтобы не сбивать наработанного собственными потом и кровью. 
- Во время «Золотой маски» желания было больше? 
- Я смотрел многие спектакли «Маски» до официоза. В дни проведения фестиваля в Петербурге времени не было, но если бы мне сказали, что я упускаю что-то интересное, пошел бы. 
- Насколько ты доверяешь чужому мнению об актерской и режиссерской работе? 
- У каждого свой вкус. Я сужу только по своему мнению, но всегда помню, что в любой спектакль, любую роль вкладывается несколько месяцев жизни, бессонные ночи, частица души... Если мы что-то создали с режиссером, наверное, это не «тяп-ляп-эх», а нечто, измеряемое приложенными силами и болью. Мою работу чужое мнение точно разрушить не может, но есть несколько людей, которым я доверяю и к мнению которых я прислушиваюсь. 
- Ты мог бы НЕ быть актером? 
- Думаю, нет. Это, видимо, направление моей душевной организации с детства. Я не представляю, кем бы я мог еще стать. Увлечения были: море привлекало, например, романтикой... Но я просто по характеру романтик. Это тоже данность. 
- Когда говорят «романтик», толкуют понятие по-разному. Кого, по-твоему, можно считать романтиком? 
- Человека, который любит все красивое, любит природу как среду обитания, женщин любит, хорошие компании, костер, любит желаемое выдать за действительное... Вот Мюнхгаузен - яркий пример романтика. Дон Кихот был романтиком «с большой буквы», а Сирано де Бержерак вообще - Романтик Романтикович Романтько... Они и есть мои любимые персонажи. 
- А последний премьерный персонаж - Леметр из «Фредерик, или Бульвар преступлений» - близок тебе? 
- Сейчас это самое важное в жизни. Огромная работа - и режиссерская, и актерская. Такого объема я еще ничего не играл. Роль требует огромного напряжения и крайней точки самоотдачи. Фредерик Леметр отодвинул на второй план все, что я делал до сегодняшнего дня...«Фредерик» - спектакль о Театре. Зрителю такие пьесы дают возможность удовлетворить извечное любопытство: какие они, актеры? Чего же стоит актерам играть на сцене самих себя, публика задумывается редко. Талант поверяется тем, что кроме чужих жизней надо проживать и свою, оставаясь при этом открытым миру Человеком. Актер и Человек Сергей Мигицко открыт и талантлив. В этом счастье зрителей. 
Эпоха преклонения перед актерами утрачена безвозвратно. Может быть, следующей эпохой станет эпоха преклонения перед хорошими людьми? 

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ

 

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты Высшей театральной премии «Золотой Софит» сезон 2016-2017гг.

Подробнее

Человек родился!

Поздравляем Юрия БУТУСОВА и его жену Марию с рождением сына!

Закрытие сезона

Уважаемые зрители! 6 июля театр закрыл сезон. Новый сезон откроется 9 сентября спектаклем Юрия Бутусова "ГОРОД.ЖЕНИТЬБА.ГОГОЛЬ.". Касса театра откроется 9 августа. Билеты можно купить на сайте театра и во всех кассах города. Ждем вас на наших спектаклях!

Тартюф

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на предпремьерный показ спектакля «Тартюф» 10 ноября в 19.00. Стоимость - 500 рублей. Билеты на сайте, в кассе театра и во всех кассах города. Открыта продажа на премьеру спектакля «Тартюф» на 11 и 12 ноября, начало в 19.00.

Гастроли в Москве

29 июня спектакль «СОН ОБ ОСЕНИ» был показан на сцене Московского Губернского театра в рамках летнего фестиваля «Сезон Станиславского».

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр