Top.Mail.Ru

Игра без «Фальшивой ноты». Чем интересен новый спектакль в Театре им. Ленсовета

Валерия Троицкая,- «С.-Петербургские ведомости», 27 Февраля 2019

21 февраля в Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Фальшивая нота» по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона. Его произведение – соло только для двух скрипок, а потому сфальшивить нельзя.

Выбор режиссера Владимира Петрова – Артур Ваха и Семен Стругачев. Их имена на афише сразу обеспечивают спектаклю полный зал. Так было и на премьерном показе. В холодный и по-февральски ветреный вечер  зрители шли в Театр им. Ленсовета, и те из них, кто с пьесой был не знаком, очевидно, ожидали увидеть на сцене легкую авантюрную комедию в виртуозном исполнении любимых комедийных актеров.

Начало спектакля соответствовало этим ожиданиям. Действие происходит в гримерке Женевского концертного зала, куда после неудачного концерта врывается раздосадованный дирижер по фамилии Миллер (Артур Ваха). Он никого не хочет видеть, всё его раздражает. Радует музыканта только одно – скорый карьерный рост. Недавно его пригласили возглавить знаменитую Берлинскую филармонию.

Вдруг в гримерной появляется странный человек, якобы поклонник (Семен Стругачев). Его фамилия Динкель, он смешно расшаркивается и заискивает перед известным дирижером, просит то автограф, то фото на память, подобострастно выговаривая «пжалста!» и «спсибо!». Дирижер терпит его сколько позволяет воспитание, но уже близок к тому, чтобы вышвырнуть непрошеного гостя вон. А сумасшедший поклонник все возвращается и возвращается в гримерку, каждый раз под надуманным предлогом и под заразительный смех зала.

Внимательные зрители, наверное, удивились, почему на программке спектакля скрипичные струны так напоминают колючую проволоку. И почему декорации гримерной решены таким мрачным чередованием черного и белого, а сама сцена погружена в странную морозную дымку.

И тут герой Стругачева запирает дверь гримерки на ключ. Сразу вспомнился рязановский «Гараж», где герои именно таким способом хотели воззвать коллег к совести и найти справедливость. Возможно, в этот момент часть публики еще ожидала веселый спектакль с французским акцентом? Но нет, на этом веселая часть постановки заканчивается.

Господин Динкель обещает напуганному музыканту «незабываемый вечер». Действительно, за этот вечер один из них должен вспомнить то, что сорок лет тщетно пытался забыть. А другой – забыть и отпустить то, что колючей проволокой терзает его больное сердце. Сорок лет назад один из них совершил страшное преступление и должен за него ответить.

Впрочем, раскрывать сюжет полностью тоже было бы преступлением – мастерскую дуэль двух актеров, за которым весь зал следил затая дыхание, нужно увидеть своими глазами.

Эту же пьесу (и в эти же даты) привез в Петербург московский Театр им. Е. Вахтангова. По отзывам зрителей Алексей Гуськов в роли дирижера Миллера холоден и надменен. Он сразу вызывает если не отторжение, то понимание, кто здесь палач. У Вахи получился другой персонаж – нервный, эгоистичный, капризный, но внутри известного дирижера все еще живет маленький мальчик, которого отец заставил взять в руки оружие. Совершенный грех каждую ночь мучает и мучает его.

Нет, в нем совсем нет раскаяния. Как нет в душе у Динкеля прощения. Значит, эта встреча нужна обоим героям. Когда-то в результате чудовищной исторической катастрофы они оказались по разные стороны баррикады. Пленники трагедии, они должны поставить в этой страшной истории точку. Или многоточие? Появившийся на сцене пистолет обязательно выстрелит, но... холостыми патронами. И это самый справедливый финал, ведь месть – не удел человека. Удел человека – научиться раскаиваться и научиться прощать. Так думал отец Динкеля, которого он так сильно и искренне любил.

Главная «скрипка» спектакля – Семен Стругачев, который не дает постановке в какой-то момент превратиться в скучный психологический триллер. Почти два часа его трагикомический дар держит в напряжении целый зал. Кажется, родись Стругачев на пару десятилетий раньше, он был бы частью кинематографических шедевров Данелия и Рязанова.

Осиротевший после ухода Юрия Бутусова Театр им. Ленсовета получил хороший и умный спектакль. Причем спектакль, который будет интересен самой широкой публике. Что важно.