Сегодня петербургская актриса, артистка Театра им. Ленсовета Лариса Леонова отмечает юбилей. Накануне в Доме актера прошел ее творческий вечер. Спектакль-концерт «Женщина. Власть. Страсть». Настоящий праздник. Но с ощутимым привкусом горечи.
Зал был взят актрисой в плен. В городе еще довольно старой ленсоветовской публики, что помнит ее Клавдию из опорковской «Жестокости», Дженни-Малину из «Трехгрошовой оперы», Груше из «Людей и страстей», Арлен из «Двери хлопают» - постановок Игоря Владимирова. Она училась у Товстоногова, но оказалась органически предназначена этой, ленсоветовской сцене, - актриса с благородной статью, артистизмом, музыкальностью, потрясающим грудным голосом. И - озорством! Ее бессменная Фрекен Бок вот уже сорок первый сезон воюет с Малышом и Карлсоном в легендарном спектакле Норы Райхштейн.
Последние годы актриса на голодном пайке - жестоком пайке в родном театре, которому отданы 45 лет. Впрочем, эта несправедливость в какой-то степени объяснима: мощное драматическое дарование актрисы, - похоже, непозволительная роскошь в современном театре. Ее явление на сцене, редкое и чаще в эпизодических ролях (в «Если проживу лето...» Тростянецкого, в «Воре» Бутусова, во «Владимирской площади» Пази, «Испанской балладе» Стрелкова) - всегда повышает градус драматического действия, ее сценическое присутствие всегда большого «удельного веса».
Лариса Леонова развернула перед зрителями в свой вечер то, что в «свернутом виде» лежит на дне ее актерского существа. Трагический монолог тут был основной жанровой единицей. Причем оркестрован этот удивительный моноспектакль был богато, в спектре хватало и лирических, и иронических, и гневных красок. Сверкнула леденящая душу, уже чреватая безумием леди Макбет. Шиллер (встреча двух королев из «Марии Стюарт») и Фейхтвангер (монолог Марии-Антуанетты по дороге на казнь) были удивительными индивидуальными репликами, воскресившими на мгновения давний владимировский шедевр под названием «Люди и страсти».
Монологи из «Визита старой дамы» Ф.Дюрренматта, «Профессии миссис Уоррен» Б.Шоу и «Сороки-воровки» А. Герцена показали и впечатляющий драматический диапазон актрисы, и невероятную ее пластичность внутри этого диапазона, при очевидном трагедийном стержне всей композиции вечера. Не только финальная «Сорока-воровка» с ее собственно «актерским» сюжетом - все от начала до конца, включая поэтические, замечательно исполненные связки (Пастернак, Гейне, Цветаева, сонеты Шекспира), было посвящено, конечно же, теме театра, предопределенности пути художника, актрисы.
Сильная драматическая нота неотъемлема от самой сути артистки Ларисы Леоновой, и к тому же по-настоящему драматична ее художническая судьба. Юбилей, таким образом, оказался ее сущностным высказыванием об этой судьбе, этой драме. О многих ли юбилейных событиях можно такое сказать?
И все-таки - как хочется видеть Ларису Леонову в ролях и спектаклях, достойных ее, на ее сцене, в ее театре!
Надежда Таршис