Top.Mail.Ru

И ПЕЧАЛЬ, И РАДОСТЬ

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2020, № 269, февраль

Приуроченный к юбилею Михаила Сергеевича Боярского спектакль «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова был представлен в Театре Ленсовета в конце декабря, аккурат ко дню рождения народного артиста.

Арбузов — это прежде всего «Таня», «Сказки старого Арбата», «Старомодная комедия» и «Мой бедный Марат». Малоизвестную его вещь — водевиль-мелодраму про музыкальную династию, собравшуюся в родовом гнезде, — Боярский выбрал сам. Хочется сказать «для своего бенефиса», но нет: роль элегантно стареющего маэстро Эраста Петровича второстепенная. И это тоже решение именинника: в свои 70 лет быть на сцене, но избежать излишнего пафоса и угодливой суеты.

Поднимается занавес. В полумгле публика лицезреет узнаваемый абрис своего любимца на фоне небесно-голубой лазури. Вспыхивает свет, и от звезды, кажется, исходит сияние. Зал непроизвольно ахает и взрывается овациями. Виновник торжества приподнимает шляпу и, отвесив учтивый полупоклон, степенно спускается по ступеням террасы, садится за пианино и наигрывает «Маленькую ночную серенаду» Моцарта...

В принципе, уже этого щегольского выхода (ну, и хита «Всё пройдёт — и печаль, и радость» в финале) вполне достаточно всем тем, кто идёт в Ленсовета «на Боярского». Однако со всем тщанием создана постановка, разыгранная как по нотам, в соответствии с авторскими ремарками. Есть и маленькая режиссёрская вольность: вместо указанных драматургом музыкантов действует несколько поколений вокалистов. И вольность художественная: Вячеслав Окунев изобразил дом прибрежной усадьбой, с просторной верандой и пышным садом. В антураже соленого бриза, жаркого солнца и томной сиесты, среди ажурных арок и белоснежного резного палисада припеваючи живут люди в костюмах и с повадками времен хрущевской оттепели, предпочитая в повседневном общении полифонические каноны, популярную классику и песни военных лет.

Персонажи под стать названию: милы и старомодны. Таков и сам спектакль Олега Левакова, знающего толк и в водевиле, и в мелодраме (а также в оперетте и в комедии): похож на сказочный сон и простодушен до крайности. Очищенный от любых примесей, течений, влияний, трендов, он не то чтобы пресный — скорее, дистиллированный. Всё чин чинарём, но артисты словно умыты внутренне, а под масками очаровашек практически нейтральны.

Боярский изображает дедушку-душку, что дирижирует детским хором, разглядывает дам в театральный бинокль, заменяющий ему лорнет, и при случае чуточку пародирует сам себя — эстрадного певца, киномушкетера и футбольного болельщика. Режиссер по пластике Владимир Романовский наделяет тандем Боярский-Луппиан игривым танчиком — уходом за кулисы шажками кокетливой мазурки, а сладкую парочку — многодетного папашу Костика (Всеволод Цурило/Александр Солоненко) и его нелепую невесту, зубного врача Нину (Дарья Циберкина/Юлия Левакова) — бесхитростным олицетворением советской песни «Лебединая верность».

От милых старых спектаклей премьеру отличает не то преувеличенная деликатность, не то излишняя сентиментальность. Но ведь почти все остальные ленсоветовские постановки последних лет очень уж новаторские. Должна же быть хоть одна — очень ностальгическая?

 

Мария Кингисепп