Top.Mail.Ru

И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ НОЧЬ

АЛЕНА СЕРДЮКОВА,- Блог ПТЖ, 11 марта 2022

«Зал ожидания». К. Вайль, Б. Брехт.
Учебный театр «На Моховой», малая сцена. Мастерская И. И. Благодера (РГИСИ).
Режиссер Роман Кочержевский, музыкальный руководитель Иван Благодер.

Любит Брехта северная столица. В городе, где декорации великолепных классицистических фасадов скрывают за собой бесконечные коммуналки, особенно остро чувствуется актуальность главного обличителя социальной несправедливости. Кроме того, Брехт не просто обличает, а делает это красиво, остроумно, с трепещущей сложной музыкой Вайля — все как мы любим.

Афиша спектакля.

Но такую музыку надо уметь исполнять. И здесь Петербургу очень повезло — у нас есть школа, где этому учат. Мастерская Ивана Благодера в РГИСИ воспитывает особых артистов музыкального театра, музыкально-драматических артистов, умеющих петь эту непростую музыку. В этом году готовится к выпуску второй набор мастерской, чьей недавней премьерой стал спектакль по текстам Бертольта Брехта, на постановку которого мастер пригласил режиссера Романа Кочержевского.

Первой мыслью напрашивается сравнение со спектаклем «Кабаре. Брехт» ‒ режиссер из театра им. Ленсовета, много работал с Юрием Бутусовым ‒ но сравнения не получается, спектакль существует в совершенно другой плоскости. Взяв за основу пьесу «Разговоры беженцев», Кочержевский заселил ее персонажами других произведений драматурга и наполнил ариями на трех языках (английском, немецком и французском), подчеркнув этим интернациональность заявленных тем и избежав прямых исторических коннотаций. Героями спектакля стали не конкретные Калле и Циффель, а вообще Беженцы ‒ потерянные в ужасе, в неизвестности безымянные персонажи Брехта.

Мы видим людей, которые убежали и ищут — мы застаем их в поисках свободы, спокойствия, надежды, памяти, в поисках друг друга, в поисках Бога. Мы видим и тех, кто не убежал и нашел — палача, жертву, смерть.

Из этого калейдоскопа образов режиссер составляет памфлет на четыре тематические страницы ‒ I. О свободе; II. О насилии и любви к порядку; III. Об удовольствиях; IV. О страхе перед хаосом — которые он неторопливо и задумчиво перелистывает перед нами.

При этом тема фашизма, конечно, никуда не ушла, но она потеряла привязку ко времени и перестала быть ведущей — спектакль высвечивает и семейное насилие, и религию, и государственное насилие вне зависимости от строя, и другие болячки общества, которые вскрывал Брехт — он рассказывает про глобальную социальную и жизненную несправедливость через малость конкретной человеческой жизни.

Сцена из спектакля.
Фото — Ася Гидевская.

 

Спектакль сценографически сложносочиненный ‒ художник Екатерина Андреева сделала из крошечного зала многоплановое пространство, вмещающее в себя и вокзал, и съемную квартиру, и клуб, и бойню, и морг. При этом оставив своеобразную авансцену со столиками для монологов, к которым по очереди выходят актеры. Дополнительного объема и фактурности добавил художник по свету Константин Бинкин, акцентируя действие филигранно выстроенной партитурой света. Дмитрий Сизов и Игорь Домашкевич расширили пространство видиофрагментами, открыв зрителям окно в море, в огромный океан и бескрайнее небо, бесконечно раздвинув границы маленького зальчика. Звуковой ряд спектакля сочинен не менее сложно. Дождь, рождение ребенка, шум кремационной печи, пение птиц — звуки насыщают действие дополнительными событиями и обстоятельствами, происходящими во внешнем мире, вынесенными за скобки, но существующими в едином пространстве с происходящим на сцене.

Все это дает некоторую перенасыщенность смыслами и знаками в каждом ритмическом ряду постановки, отчего общий композиционный ряд тяжелеет, но не ломается, а уплотняется. Такая концентрация знаков изначально предполагает вооруженный взгляд. Это как со звездным небом — издалека мы воспринимаем галактики одиночными звездами, чтобы приблизиться и увидеть вместо одной звезды их скопление, нам нужен телескоп. Так и здесь — каждая сцена спектакля становится небольшой галактикой, сложным смысловым скоплением знаков, в которое нужно вглядываться, желательно вооружившись оптикой, привычкой к расшифровке знаков, к поиску означаемого… Хотя, если нет желания вооружаться и исследовать, то можно просто полюбоваться на звезды — красиво же!

Сцена из спектакля. Анастасия Малахова.
Фото — Ася Гидевская.

 

И, конечно же, музыка. Музыки здесь много, но это не концертные номера. Арии в этом мире сломаны, иногда оборваны, иногда аккомпанементом может послужить стук сердца или печатной машинки ‒ как будто песни не живут в этом мире целиком, не выживают.

Перелистывать страницы этого драматического памфлета нам помогает проводник (Анна Величко), открывающий каждый тематический раздел соответствующим монологом, который не только обозначает переход, но и задает настроение, и определяет стилистику повествования, эволюционирующую от мрачного нуара до киберпанка. Особым персонажем в этом неустойчивом мире становится сам Брехт. Он везде, он растворился в воздухе спектакля и стал частью каждого актера на сцене. Но самостоятельной роли как таковой нет, поэтому актеры могут присваивать себе ее части и парадоксально становятся коллективным Брехтом, являясь при этом его персонажами.

Если смотреть без телескопа, спектакль населяют палачи и жертвы. Но, если присмотреться, все становится несколько сложнее. Большинство действующих лиц появляются и исчезают — вот встречаются знакомые по прошлой жизни люди, расспрашивают друг друга, интересуются судьбой; вот девушка вспоминает дорогого ей человека, который исчез; вот люди общаются в ресторане — мы узнаем какой-то кусочек их жизней, и они исчезают из поля нашего зрения. Но есть и эволюционирующие персонажи — например, молодая мать (Екатерина Безделе), которая сначала теряет ребенка и страдает от мужского насилия, а потом превращается в чудовище с флюоресцирующими глазами, призывающее министерство пропаганды всерьез заняться воспитанием эмбрионов.

Есть и персонажи константные, не столько эволюционирующие, сколько проявляющиеся важным содержательным лейтмотивом. Так в течение всего спектакля убирает вещи убитых людей и вытирает после них пол перепачканная кровью уборщица (Анастасия Малахова), напевающая «Salomon song» ‒ песню о неизбежности смерти. В ней мерещится кровавая надсмотрщица Ирма Грезе, безжалостный палач третьего рейха.

Сцена из спектакля. Екатерина Безделе.
Фото — Ася Гидевская.

 

Еще один константный персонаж — юноша с ангельским голосом (Михаил Сыромятников), появляющийся в ключевых точках ритмической композиции спектакля — в середине и в конце. Его образ ближе всего к Люциферу, падшему ангелу — невзлюбившему человека и за это отправленному в преисподнюю, но, тем не менее, ангелу — прекрасному сладкоголосому созданию. В конце второй части он поет свою арию «Lonely house» на фоне бессчетного количества вещей казненных узников Аушвица. В финале его исполнение арии «Nur die nacht» из оперы «Расцвет и падение города Махагони» гипнотизирует ритмически выверенной пластикой, уравновешенной с вокалом. От него не оторвать глаз, завороженный зритель забывает моргать и дышать. Ария приговоренного к смерти человека, который просит продлить ночь и отсрочить день, приносящий смерть, в этом исполнении читается как переход персонажей вслед за падшим ангелом в ирреальное пространство, в день смерти, который все-таки наступает с его приходом. А может быть, это проблеск надежды.

Не считая этого намека на окончание вечной ночи, надежды нам спектакль не оставляет. Бога нет, он, как известно, умер. Волшебной земли Юкали тоже нет, плывший к ней мечтатель утонул. Что делать? Куда идти? «Мы бы ушли куда-то, если бы не шел дождь», — говорит один из персонажей. Если бы не дети, если бы не работа, если бы не ипотека, если бы…, если бы…, — можем продолжить мы. Причины для бездействия есть всегда. Дождь тоже может быть подходящий ‒ почему бы нет? Казалось бы, безрадостный конец, но в глазах остается яркий свет финальной точки, которая может быть не звездой, а галактикой. И мы всматриваемся в нее.

Сцена из спектакля. Анна Величко.
Фото — Ася Гидевская.

 

Спектакль «Зал ожидания» получился не только очень красивым, но и философски наполненным. Остается только жалеть, что, как это бывает с выпускными спектаклями, ему предстоит очень короткая сценическая жизнь ‒ курс получит дипломы, и спектакль исчезнет. Будем надеяться, что какой-нибудь театр заберет его к себе в репертуар и продлит его жизнь.