Top.Mail.Ru

И что бы вы ни говорили, это смешно…

Екатерина Омецинская,- «Театр +», 2021, № 15, сентябрь

В Санкт-Петербургском государственном академическом театре им. Ленсовета – премьера. Спектакль «Синьор из высшего общества» поставил режиссер Дамир Салимзянов, в главной роли – обожаемый зрителями Семен Стругачев.

Литературный дуэт двух сценаристов Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи сложился в 50-е годы ХХ века. Написанная этой творческой парочкой пьеса «Икра и чечевица», известная в России под названием «Моя профессия – синьор из высшего общества», со второй половины прошлого столетия пользуется неизменным успехом у театров и публики. Почему? Проще ответа не бывает. Исполненная юмора и жизни комедия так и просится к постановке: актерам она обещает бенефисные роли, а рядовому зрителю дает возможность от души посмеяться над себе подобными. И не только благодаря забавным ситуациям, в которые попадают герои, но и благодаря легкому и острому языку авторов.

Сюжет «Синьора», быть может, кому-то покажется надуманным, но он настолько же фантастичен, насколько и правдив. Отец многочисленного нищего семейства, притворяясь высоким чином, добывает на званых обедах и ужинах пропитание для родственников и связи для задела. В лихие 90-е, да и позднее – в тучные 2000-е, когда презентации и корпоративы были в отечестве нормой, синьоров Папагатто, любыми путями стремившихся попасть на щедрые застолья фирмачей и брендов ради выпивки и закуски, было немало и у нас. Разве что не хватало им итальянской страстности, с которой живут и действуют герои Скарниччи и Тарабузи в пространстве, оформленном художником-постановщиком Марией Брянцевой и освещенном художником по свету Евгением Ганзбургом…

Роль Леонидо Папагатто словно специально написана для Стругачева, обладающего комическим даром и недюжинной харизмой. Образ самоуверенного, но не очень умного типа, изворотливого, но доброго авантюриста, неуклюжего, но любящего отца удается ему на славу. Привыкший профессионально очаровывать, действовать проверенными штампами, герой в исполнении актера убедителен и объемен. Противовесом его наработанному громогласному обаянию – здравомыслящая и саркастичная Катарина (на роль жены Леониды приглашена актриса театра им. В.Ф. Комиссаржевской Кристина Кузьмина). Ее едкие комментарии, увы, бесполезны в деле воспитания мужа, но находят горячий отклик в зрительном зале (на заметку режиссерам: сочетание остроумия с красотой всегда беспроигрышно).

Актер Всеволод Цурило идеально, вплоть до указанного в ремарках пьесы насмешливого взгляда, соответствует роли соседа Папагатто. Простак Антонио вынужден «по служебной необходимости» временно занять «семейную должность» Леониды, плетущего интриги прямо по «месту прописки». Все блага, приплывающие ему в руки по воле случая, сосед-Цурило принимает с известной долей южной ленцы, словно «ну, не хотелось, а что бы ни воспользоваться-то…».

В роли сестры Леонидо на премьере выступила Галина Субботина, артистка, не боящаяся быть смешной. Добросердечная трудяга Матильда – единственная, кто в безумной семейке добывает деньги честным трудом. Она тоже остра на язык и точна в формулировках, но то, как Субботина оживляет и дополняет текст Скарниччи-Тарабузи – разговор особый. Ее Матильда – это умудренная опытом и лишним весом Катарина, постигшая простую истину «людей не изменишь». Она может роптать на непродуктивно активных родственников, но как никто принимает их за данность. И оттого вполне оправданно, по-домашнему, звучит в ее устах неожиданное ласкательно-уменьшительное обращение к брату: «Лёня… Лёня…».

В роли мелкого жулика Пупо, способного за деньги оказать Папагатто любую помощь, блистает Александр Сулимов. Фальшивый доктор, с трудом разбирающий по слогам сложносочиненный диагноз, способный во имя сомнительных доходов удержать в

супер-семейке Анжело (Иван Ерёмин), сыгран им с каскадным блеском. Сулимовская уникальная органика столь славно ложится на остроумный текст, что зрители аплодируют

прямо посреди действия и хохочут, хохочут до слез…

При терпеливом наблюдении за исполнителями можно заметить, что достоинства пьесы воздействуют и на них. Градус актерского куража нарастает по мере нарастания сюжетной неразберихи. А когда актер на сцене получает удовольствие от игры, неизбежно настигнет оно и зрителя. Можно, конечно, поспорить о достоинствах постановки, зрительскую славу которой зарабатывают исключительно артисты. Но режиссер комедии «Синьор из высшего общества» столь истово следовал ремаркам авторов, что вовсе не оставил себе места для профессиональной фантазии. Впрочем, шансов стать кассовым у спектакля и так достаточно, что обязательно доставит радость директору театра. А когда всем хорошо, куда уж лучше…

Екатерина Омецинская