Top.Mail.Ru

Хозяин нового года

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ,- «Московский комсомолец» в Питере», 2004, 29 декабря

Театр Ленсовета готовит очередную премьеру


Этот театр - беспокойное место. Еще не отшумела последняя премьера - «Оскар и Розовая дама», а на подходе - 2 января - уже премьера следующая. На этот раз в Театре имени Ленсовета Жан Ануй. «Приглашение в замок» самим автором было включен в сборник «Блестящие пьесы». Это комедия, а что может быть лучше комедии в праздничные дни? Похоже, что режиссерская интуиция не подвела Владислава Пази и накануне Нового года... 
Ануй был человеком крайностей. Одни его пьесы можно отнести к «розовым», другие - к явно «черным». Истории, рассказанные драматургом, перекликаются, иногда повторяя сюжетные коллизии. Но во всех произведениях автор-интеллектуалист безбожно высмеивает деньги и людскую продажность. Комедия «Приглашение в замок» населена множеством ярких героев, каждый из которых проходит свою финансовую «проверку на прочность». Для молодых героев Ануя такой проверкой становится любовь... 
Фокус предстоящей премьеры Владислава Пази заключается в том, что братьев-близнецов, главных участников событий в аристократическом замке, сыграет один актер - Андрей Зибров. Прием явно «киношный»: театр себе позволяет такие «номера» не часто. За разъяснением этого и прочих непонятных моментов предстоящей премьеры надежнее всего было обратиться к постановщику, что мы и сделали. 
- Владислав Борисович, комедийных сюжетов про близнецов в драматургии великое множество. Почему Ануй? 
- Сюжет самый обычный: два близнеца, один из которых явный злодей, а другой - добряк. 
Но из всего цикла «розовых» пьес Ануя «Приглашение в замок», пожалуй, лучшая. Это пьеса, привлекательность которой чистой комедийностью сюжета не исчерпывается. В ней скрыта печаль и скепсис автора, его философия и тревога за людей, но при этом использованы и традиционные, заимствованные у других авторов (вот этого Ануй и не собирался скрывать) драматургические комедийные приемы... 
- Все произведения Жана Ануя несут определенную мораль. Какая же мысль «упакована» именно в этой пьесе? 
- «Приглашение в замок» - подвид социальной сатиры. Замок - на первый взгляд, место, где собирается элита, «сливки» общества. Для маленького человека получить приглашение в замок - недостижимое счастье. Но героиня Изабелла, попадая в высшее общество, счастливее не становится, а, напротив, понимает, что положение и деньги никого счастливее не делают. Богатство и бедность к счастью прямого отношения не имеют. Замкнутый мирок внешне благополучных людей шаток, более того - он на грани внутреннего взрыва... 
- Ваш театр славится количеством молодых актеров. Почему выбор исполнителя ролей близнецов Ораса и Фредерика пал на Андрея Зиброва? 
- У нас вообще труппа для этой пьесы очень подходящая. А Зибров находится в возрасте героев. Они уже не юны (им к тридцати), многое повидали, осмыслили... Совсем молодые не доросли до того, чтобы верно сыграть то, что переживают близнецы. Один из них влюблен в богатую гордячку и всячески скрывает свою любовь: открытое выражение чувств наведет всех на мысль о том, что он любит не человека, а деньги... 
- А по вашему мнению, что легче: скрывать любовь или открыто выражать ее? 
- Можно только позавидовать, когда оба человека любят и открылись друг другу. Но в жизни это бывает редко. 
Режиссер Владислав Пази и его театр, похоже, любят друг друга без памяти. Люди искусства доверчивы и суеверны. И если уж в творческих отношениях проскочила «искра божья», то удача неминуема. Для Театра Ленсовета эта удача и на следующий год опять заключается в Пази. Говорят, по восточному гороскопу он Петух... 

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ