Top.Mail.Ru

Хочу взаимохотения!

Мария КИНГИСЕПП, -«Санкт-Петербургские ведомости»,2009, 20 марта

Прошел уже год «мавританства» Гарольда СТРЕЛКОВА, режиссера из Москвы, ученика Петра Фоменко, на посту главного режиссера Театра им. Ленсовета

В прошлом сезоне он возбудил петербургский театральный мир «Испанской балладой», в этом - весьма оригинально трактовал шекспировского «Отелло», превратив его в биомеханического «Мавра». Затем предложил маститому Геннадию Тростянецкому выпустить брехтовского «Доброго человека из Сычуани», смелому Василию Сенину - довлатовский «Заповедник», а главного режиссера пермского театра «У Моста» Сергея Федотова, признанного «специалиста по скандальному Макдонаху», пригласил осуществить постановку классического гоголевского «Ревизора». О том, чем руководимый им театр намерен удивлять в ближайшем будущем, Гарольд Владимирович рассказал нашему театральному обозревателю Марии КИНГИСЕПП.
- Попробуем подвести рабочие, промежуточные, итоги вашего руководства Театром им. Ленсовета. Что сбылось, что нет, каковы ощущения от творческого процесса?
- Назовем этот год «временем притирки», моментом узнавания, «прочувствования» ритма жизни и мельчайших внутренних нюансов театрального организма с богатейшим прошлым, славной историей. Моя основная цель не изменилась: я не стремлюсь свернуть голову кому-либо, разрушить что-либо, а пытаюсь быть аккуратным, кропотливым реставратором. Для меня Театр им. Ленсовета - это устоявшееся хозяйство, потрясающий и уютный дом, в котором все чашки и ложки разложены по полочкам, стены покрашены, обои наклеены. И я не собираюсь ничего кардинально менять: мол, вот вам мои чашки, и вообще - кто вы такие и что здесь делаете?
- Но без конфликтов, зависти и недоразумений в театре не бывает.
- Конечно, нет, но это нормальный процесс. Проблема в другом: в огромном желании некоторых быстро достичь результата, добиться признания. На фоне любого уничтожения - старый дом снести и заново построить - лучше видна жизнь...
- А на фоне созидания она не видна?
- Не сразу. Мгновенный успех - это утопия. Знаете, когда поезд мчится слишком быстро, он рискует сойти с рельсов, а у нас длинный состав, в нем много вагонов. Я не верю, что путем разрушительного процесса можно быстро рвануть вперед. Я успел убедиться в обратном.
- Что же вас убедило?
- Театральные процессы в целом. Любой театр привыкает к определенному ритму жизни. А у меня судьба и карьера складываются так, что я всегда прихожу в момент смены эпох... И стараюсь уважительно относиться к прошлому, к артистам, прислушиваться к их чувствам, проблемам. Человеческий фактор - самый важный. Ведь все и всегда хотят, чтобы стало лучше.
- В идеале - конечно.
- Но некоторые хотят «быстро лучше». А я им говорю, что это невозможно. Если метла начнет мести, то кто знает, что она случайно выметет заодно - возможно, многих из тех, кто уверен, что их-то как раз не выметут - оценят.
- Но не может же быть, что вас абсолютно все устраивает?
- Я очень терпеливый человек. Мне комфортно всегда. Да, меня многое может не устраивать, но этот театр сложился так, как сложился. И я продолжаю знакомиться с ним.
- Что вы для этого делаете? Кого из режиссеров приглашаете, что будете ставить?
- Я основываюсь на том, что сегодня политика построения «театра имени себя, любимого», когда афиша состоит сплошь из спектаклей одного режиссера - худрука, не выдерживает никакой критики. Эта довольно распространенная раньше форма себя изжила. Нужен контакт с внешним миром. Я считаю, что театр способен сейчас принять разные стили искусства и взгляды художников (я имею в виду прежде всего режиссеров). И именно Театру им. Ленсовета присуща, как мне кажется, способность «выпрыгивать» за привычные академичные рамки.
- Владимирова за это ругали, Пази не трогали особо, вас опять ругают. Тенденция, однако.
- Я ни в коем случае не провожу параллелей, но рамки академичности не дают возможности экспериментировать, хулиганить. В Театре им. Ленсовета эксперименты действительно уже были. Поэтому моя программа состоит прежде всего в попытке собрать вокруг театра группу очень талантливых и опытных режиссеров. И я хочу, чтобы они думали не только об одном, разовом, спектакле, как о «быстро сгорающем факеле» или яркой вспышке, не о возможности поэксплуатировать труппу и уйти, чтобы больше никогда не вернуться. Помимо выпуска успешного спектакля им должно быть важно сработаться с нашей труппой так, чтобы возник контакт, и подумать о перспективах дальнейших взаимоотношений, чтобы в итоге вокруг нашего театра сформировалась группа режиссеров, которые относились бы к работе с нами не просто как к очередной площадке для своей постановки, а как к этапу совместного дальнейшего развития. Те режиссеры, которых я приглашаю, - люди умные. Я собираюсь приглашать их раз в два-три месяца на своеобразный «творческий совет» и разговаривать о том, куда мы вместе движемся.
- Давайте назовем этих людей.
- Из питерских режиссеров это Виктор Крамер, Анатолий Праудин, Юрий Цуркану, Андрей Могучий. Из иногородних это будут Алвис Херманис, главный режиссер Нового рижского театра, Иван Поповски, режиссер театра Мастерская Петра Фоменко, Евгений Марчелли, главный режиссер Омского театра драмы и Калининградского областного драматического театра. Юрий Бутусов сказал, что очень хочет снова ставить в Театре им. Ленсовета, но сроки дать не может. Думаю я про Кирилла Серебренникова, Миндаугаса Карбаускиса, Галину Бызгу...
- На какой период рассчитан ваш режиссерский план?
- Пока на ближайшие три года.
- А смогут ли все эти замечательные режиссеры «вытащить» из артистов труппы Ленсовета нечто неизведанное? Новые краски, грани - на смену наработкам, штампам, если хотите.
- В моих и в актерских интересах, чтобы новые краски действительно ярко проявились. Это же я постоянно слышу и от режиссеров. Мы обсуждаем, что можно парадоксального придумать, как открыть в каждом актере резервы, которые он в себе не знал или о которых успел подзабыть. Я уверен, что артист самостоятельно не может развиваться, что он всегда будет играть одну-единственную свою, однажды получившуюся, роль. И только когда режиссер путем, может быть, конфликтов, а может, хитростью добьется чего-то другого, актер сам удивится. Но это единственный путь роста.
- После глобального ремонта зрительного зала, фойе и фасада в Театре им. Ленсовета скоро начнется ремонт Малой сцены. Что там изменится?
- Там у нас будут сцена-трансформер и зал-трансформер, оборудованные по последнему слову техники. Но что конкретно будет в техническом плане, я пока не готов сказать. Главное, чтобы наша Малая сцена была удобна для самых разных форм творчества. У меня на эту площадку свои планы: дать дорогу молодым, выпускникам творческих вузов, избавить их от давящего ощущения «я никому не нужен». Совместно с молодежным центром театрального и киноискусства «Миг» мы с января по апрель этого года проводим молодежную театральную режиссерскую лабораторию ON.ТЕАТР. Из последних современных пьес, которые еще никогда не ставились в Петербурге, мы выбираем лучшие и даем молодежи шанс показать себя.
- Чего вы сегодня ждете от театра, режиссеров, актеров, от себя самого?
- Я хочу только одного: взаимохотения. Не взаимопонимания даже, не «индивидуальнохотения». Ведь если всех нас собрать и попросить написать на листочке, каким мы видим будущее нашего театра, получится стопка абсолютно разных «сочинений на заданную тему». Да, я готов слушать мнения, но у меня есть и свое видение, собственное ощущение того, как и куда мы должны двигаться дальше.
- Вам что-нибудь мешает? Есть какие-то проблемы? Интриги, шепот за спиной?
- Особо ничего не мешает. А может, я не замечаю, просто делаю выводы и стремлюсь к позитиву. Могу сказать, что я честно работаю, искренне делаю то, что я делаю.
- Все так говорят.
- Ну и что? Я же не настаиваю на авторитарном театре. Я предлагаю театр авторский, театр смелый, театр классных режиссеров и новых имен. Что может быть в этом дурного? Только хорошее. Попробуйте подкопайтесь!

 

Мария КИНГИСЕПП