Мюзикл Максима Леонидова и Александра Шаврина «Странствия Нильса» по знаменитой сказке Сельмы Лагерлёф имеет больше различий с оригиналом, чем сходства.
Поклонники оригинальной и весьма поучительной сказки не найдут в мюзикле, поставленном в Театре им. Ленсовета Марией Романовой, доброй дюжины знакомых героев, но зато поразятся явлению множества новых персонажей. Среди них будут не только Дунфин Пушинка, прототипом которой была гусыня Марта, но и её завистливые сёстры, а также некие кот Мур, пастушка Оса и братец Матс, корова и много кто ещё. С Пушинкой всё ясно (в неё, как и в книге, влюбляется белый гусь Мартин), кот нужен для того, чтобы неслуху Нильсу было на ком тренировать свои негодяйские качества, корова трагической арией напомнит мальчишке о смертности родителей, которых он покинул, а вот явление в самом начале повествования Сельмы Лагерлёф совершенно не оправдано сюжетом. Она даже не выступает в роли сказочницы: более того, остаётся непонятным, ведётся ли рассказ от лица Нильса, пообещавшего поведать Сельме «свою историю», или же от лица Домового (в оригинале гнома).
Если всё же смириться с некоторой рваностью сюжета и доселе неизвестными персонажами, активно не горевать из-за отсутствия Бронзового и Деревянного, аиста Эрменриха и Глимменгенского замка, белки Сирле и её детей, то в историю, не лишённую сантиментов и острых конфликтов, постепенно можно втянуться. И станет очевидно, что эта новая сказка, сценография которой придумана Эмилем Капелюшем, костюмы – Яной Глушанок, видеоряд – Александрой Комаровой, танцы – Риммой Саркисян, а герои – студийцами театра, рассказывает всё про то же взросление и становление, про дружбу и любовь, про коварство и мстительность. Здесь есть наполненные смыслом диалоги, есть хорошая музыка (включая обязательный для любого мюзикла хит), здесь хорошо поют (практически все ученики Анны Алексахиной из разряда поющих актёров) и танцуют. Здесь есть движение, множество придумок и верно (с точки зрения завоевания зрительского внимания) обыгранных мизансцен. Так, в остроумной сцене превращения Нильса в лилипута использованы элементы теневого театра, а полёт гусиной стаи решён благодаря сценографии Капелюша и свету Игоря Фомина. Понятно также, что курс Алексахиной – сложившийся ансамбль, которому по плечу мюзикл «Странствия Нильса», где полно запоминающихся сцен, героев и актёров.
Но в любом ансамбле всегда есть солисты. Среди них Тоня Сонина в роли Акки, предводительницы свободолюбивой стаи рэперов: редкая природная грация актрисы и особая, отличающая её пластика позволяют создать почти царственный образ гордой, властной, но женственной особы, в которой нет почти ничего общего с мудрой матушкой-гусыней из сказки Лагерлёф. София Никифорова – запоминающийся, утрированный, весьма противный вояка-лис Смирре. Александр Крымов – постепенно худеющий толстяк и увалень Мартин. Максим Ханжов – величавый и голосистый красавец орёл Горго (его «Я рождён в седых горах» – единственное, что смутно напоминает мелодии «Секрета»). Сергей Волков – Нильс, проходящий эволюцию чувств от неоправданной злобы до становящейся рефлекторной эмпатии.
Кстати, если поинтересоваться мнением зрителей (адресован новый спектакль, конечно же, детям), критики вы не услышите: ребятня словно загипнотизирована уже одним исполнением «Сегодня нас ночное небо ждёт». По крайней мере моё видавшее в театре виды дитя по окончании действа заявило, что «это лучший спектакль из тех, что я вообще видела в жизни». Дети-то голосуют не разумом, а, как и положено, чувствами. Значит, это победа.
// Екатерина Омецинская, театральный обозреватель