Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ХИЛЫЙ ВЕК КАСТРАТОВ

АНАНСКАЯ АННА,- Петербургский театральный журнал. Блог. 23.01.2014

«LIEBE. Schiller». Сочинение по пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники».
Учебный театр ГИТИСа.
Режиссер Юрий Бутусов.

В темноте едва угадываются стройные силуэты пяти красавиц — черные платья в пол, каблуки, роскошные прически. Девушки медленно садятся на стулья, призывно оголяются, но в считанные секунды от эротического напряжения на сцене не остается и следа. Красотки переменили вечерние наряды на джинсы, пиджаки, рубашки и мужские ботинки, они превратились в андрогинов. И это стало главным сценическим фокусом Бутусова, странным решением спектакля.

В «LIEBE» нет декораций, только глухой черный кабинет и в центре задника поблескивает зеркало, составленное из криво соединенных квадратных фрагментов. Спектакль вообще лишен всего чрезмерного. От тяжеловесной романтической драмы Шиллера периода «Бури и натиска» здесь остались лишь обозначенные темы соперничества, предательства, любви. Но переживать эти вполне человеческие страсти будут существа бесполые. И как переживать! Они сумеют так искренне любить, так смело бороться за место под солнцем, так страстно заниматься любовью, хранить верность, хитроумно убивать… И вот уже мелодраматическая, на первый взгляд, история в таком сценическом решении распадается на несколько трагедийных сюжетов, грозит катастрофой.

Роли за актрисами в «LIEBE. Schiller» закреплены условно. У каждой есть основная тема — Франц у Натальи Ушаковой, Карл у Евгении Громовой, восхитительный в своей жалкости старик Моор у Веры Панфиловой. Роскошную жрицу любви (она же еще и смерть) сыграет Юлия Соломатина, а чудаковатого очкарика Шпигельберга — Полина Пушкарук. Однако каждая из актрис ненадолго окажется еще и Амалией — дерзкой, чувственной, преданно любящей, роковой, изворотливой и нежной.

Наталья Ушакова (Франц) и Вера Панфилова (Старик Моор).
Фото — архив театра.

 

Эти бесконечные превращения в «LIEBE. Schiller» страшны и притягательны. Они и ломают шиллеровский сюжет о братском соперничестве, заново выстраивая гораздо более объемный, полный боли, амбиций, несправедливости мир бесполых бутусовских разбойниц. Каждая из них подвержена странным, не поддающимся логике метаморфозам.

В этом спектакле нет травестии. Женщины не изображают мужчин, не пытаются воспроизвести их походки и голоса. Органично и просто актрисы воплотят странную мутацию изначально женской природы: отец станет матерью, сын — дочерью и отцеубийцей, старик — ребенком и роковой красоткой, затем карьеристом и предателем.

Граф Моор Веры Панфиловой — жалкое существо, скованное болью. Каждое движение этого старика — тяжелая победа над немощью, попытка отступить от подбирающейся смерти. В сцене, где Моор узнает о предательстве сына, его буквально разбивает паралич. Руки немеют и перестают слушаться. Тело сводит судорогой. Старик бьется в конвульсиях, пытаясь ухватиться за воздух сведенными параличом руками. Но смерть уже здесь, в самом воздухе — из ладоней Моора сыпется то ли пыль, то ли прах, облаком оседая на голову и плечи старика.

Юлия Соломатина (Амалия, Смерть).
Фото — архив театра.

 

Обряд погребения исполнит любимый сын Моора Карл. Он снимет с покойного мешковатый костюм, сотрет с лица старческий грим. Так через смерть будет явлена очередная метаморфоза. Старик окажется юной девушкой, а груда одежды — завернутым в пеленки младенцем, прижатым к ее груди. Едва явившись, этот образ матери растворится в темноте. Но в финале именно она обратится в давшую обет любви, преданную Амалию, которая распознает под маской незнакомца любимого Карла и оборвет долгую разлуку страстным поцелуем.

По-настоящему грандиозно в спектакле сделан образ Франца. То, как виртуозно красавице Наталье Ушаковой удается играть гундосого, отвратительного самому себе, угловатого подростка с врожденным комплексом неполноценности, — поражает воображение. Кажется, Ушакова без стеснения играет все то, что близко ей самой — выпускнице мастерской, молодой актрисе, стоящей на пороге новой жизни. Почему не я первый? Почему не я единственный? Почему к славе нужно карабкаться по позорному столбу соперничества? Что есть Бог? И почему по-настоящему любить так больно? Это самоотверженное перевоплощение достойно продолжает ряд других женских образов — Шен Те Александры Урсуляк и Нины Заречной Агриппины Стекловой.

Как Юрий Бутусов добивается от своих актрис такой правдивости, остается тайной. Одно очевидно: за ними стоит не режиссер Бутусов, но взъерошенный, возбужденный, охваченный поиском своей актрисы Бутусов-Треплев из сатириконовской «Чайки». С небольшими оговорками эти спектакли Юрия Николаевича можно соединить в любопытную трилогию о новом времени, в котором привычный миропорядок заменился хаосом.

Наталья Ушакова (Франц).
Фото — архив театра.

 

«Хилый век кастратов… В ваших чреслах иссякла сила» — с такого приговора Карла Моора начнется спектакль. Старший брат в исполнении Евгении Громовой — умный, сильный, рассудительный и серьезный малый. Громова играет его с колоссальной внутренней собранностью. Она — герой и воин. Но трагизм в том, что ее времени герои не нужны. «Я хочу, чтобы ваш бог убил меня», — прокричит неспособный молиться Франц. «А может, здесь нужны другие боги? Иль вовсе без богов?» — сорвется в истерику андрогин из другого спектакля Юрия Бутусова. Неслучайно «LIEBE. Schiller» по степени напряжения, актерской самоотдаче и кругу вопросов, обращенных к миру, кажется логичным продолжением «Доброго человека из Сезуана», его страшным послесловием, его трагическим эпилогом.

Гастроли

19 февраля 2018 года спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» будет показан на сцене сочинского Зимнего театра в рамках ХI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

Премьера

22 декабря состоялась премьера спектакля "ГАМЛЕТ" по пьесе Шекспира в постановке Юрия БУТУСОВА.

Премия "Прорыв"

Объявлены номинанты Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» по итогам сезона 2016-2017гг.

Подробнее

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! В афише февраля произошли изменения.

Подробнее

Поздравляем!

Поздравляем актрису Юлию ЛЕВАКОВУ с 25-летием работы в театре!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр