Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

Елизевета МИНИНА,- "ИМПЕРИЯ ДРАМЫ" № 3 - январь 2007 года

А.Н.Островский. "На всякого мудреца довольно простоты"
Театр им. Ленсовета. Режиссёр Василий Сенин


Хочется простого и яркого, внешне эффектного, с внятной идеей, простыми словами и чёткими образами, без напускного глубокомыслия, надутых щёк и распушённых усов. Без излишней концептуальности и метафизического надрыва. 
Сбылось. Василий Сенин поставил в театре Ленсовета «На всякого мудреца довольно простоты». Поставил в жанре музыкальной шкатулки: открываешь - и засветилось, зазвенело, застучало, засверкало, заиграло, поехало. 
Красный занавес, белые колонны, изогнутые кушетки, массивные древтрестовские стулья. И декорацией, и костюмами - умышленно - мимо конкретного времени, мимо конкретной эпохи. Крупные клетки ширм рифмуются с шахматной доской в глубине глумовского буфета - перед нами банальная история маленькой злобной пешки, очень хотевшей добраться до конца доски и стать фигурой. Или маленькой злобной шашки, мечтавшей выбиться в дамки. Под разухабистые шпанские мелодии разыгрывается красивая комбинация не отношений, но движений, перемещений, ходов. Комедия нравов оборачивается комедией положений. Положений на игровом поле. 
Темп рассказа задан сразу, с первых же произнесённых главным героем фраз, стремительный, чуть задыхающийся в безостановочном движении, чудом не сбивающемся в мельтешение. Так, на едином дыхании, бодрячком, без пауз и пронесётся рассказ до финала, вытанцовывая чёткий рисунок в условном интерьере, и остановится только на заключительном монологе Глумова. Этот монолог и окажется проваленным, потому что - с какой стати именно эта фигурка вдруг противопоставила себя кордебалету и решила читать мораль, к чему эти обличающие речи, этот бунт секундной стрелки против отлаженного механизма? Ничто не сломается, ничто не изменится, и так на кругу с музычкой и поедут дальше действующие лица и исполнители. 
История режиссёром щедро оформлена самыми разнообразными хулиганствами - от «умирающего лебедя» в исполнении дуры-приживалки и старческого дуэта Крутицкого и Мамаева «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» до марширующего ансамбля песни и пляски в парадной форме с аксельбантами и наградами, распевающего «Солдатушки, бравы ребятушки». И все эти милые арабески совершенно не мешают основному действию, которое так непривычно для современного театра движется строго по тексту. «Мудрец» - пьеса самоигральная, и отдав её на откуп хорошим актерам, трудно прогадать. 
Гениальная пьеса Островского - жестокая вневременная сатира на общественные нравы и устои. Ни одного положительного или хотя бы обаятельного героя, сплошь малосимпатичные, гадкие, глупые, на грани карикатуры люди. Именно на этой грани и сыграл Сенин, населив свой спектакль грубовато-карикатурными персонажами, нарочито плоскими, умышленно в одну-две краски крашенными, словно и вправду куколки из музыкальной шкатулки или башенных часов. Но как они сделаны, эти куколки! 
Какое же это счастье, уже подзабывающееся счастье - когда человек на сцене живёт непрерывной и полной жизнью, когда глаза разбегаются и не знаешь, на кого смотреть, чтобы не пропустить самое интересное, на Сергея Мигицко - маразматика Крутицкого, искренне несущего свою ахинею, или на Эрнеста Тимерханова - его лакея, в котором внезапно прорывается неожиданная и необоснованная нежность к своему престарелому хозяину. На Анну Алексахину - хоть и вульгарную, но умопомрачительно красивую Мамаеву, тихо спивающуюся от тоски, или на Ирину Ракшину - нарочито жалкую Глумову, в простеньком костюмчике, грубых туфлях и с ухмылкой голодной волчицы. На Ларису Луппиан - визгливую Турусину, добродушную холёную богомолку с бурным прошлым, приоткрывающимся в жестах и взглядах, или на Владимира Матвеева - пучеглазого одышливого Мамаева, по-медвежьи неповоротливого и совершенно тупого. На Дмитрия Лысенкова - Глумова, нервозного, гибкого, слегка ошарашенного происходящим, или на Евгения Филатова - Городулина, приплясывающего, всем довольного сибарита. Какое редкое по нынешним временам сочетание отличного и честного текста и отличных и честных артистов. 
Да, ленсоветовскому «Мудрецу» далеко до вершин жанра, до блистательных театральных хулиганств Тростянецкого или Захарова, - но стиль выдержан, ритм не сбит ни разу, вкус хорош, чувство меры не отказывает. А что глубины особой нет - так выше головы не прыгнешь, глубже Александра Николаевича Островского не копнёшь, вся глубина словами написана. 
Елизевета МИНИНА

Премьера

27 ноября на Малой сцене состоится премьера спектакля «Следы материнских морей» по повести Марины Цветаевой «Мать и музыка». Режиссер – Екатерина Максимова. Играет Марианна Коробейникова.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр