«Обыкновенная история». И. А. Гончаров.
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета.
Режиссер и художник Роман Кочержевский.
Что значит вчитаться в роман и оставить в стороне его правильные трактовки! По-школьному считается, что «Обыкновенная история» Гончарова — о том, как душу молодого героя губит императорская столица. Знаменитый (1970 года) спектакль «Современника», прекрасно сыгранный, тоже выдвигал социальный смысл: юноша с чистыми намерениями (весь светящийся Олег Табаков, сыгравший до того «розовских мальчиков»), вписываясь в объективную реальность, в итоге превращается в усовершенствованную копию чиновника-дяди, хладнокровного карьериста (саркастичный Михаил Козаков, вскоре у Эфроса он появится в роли лишенного любых иллюзий Дон Жуана). Та инсценировка В. Розова отвечала горькому отрезвлению мыслящих людей после надежд хрущевской «оттепели» в брежневской мертвечине. Режиссер Роман Кочержевский и артисты Театра Ленсовета увидели другое, живое, личное, даже провокативное: пять или шесть заканчивающихся фиаско историй любви, складывающихся в «дурную бесконечность», плюс еще невозможность творчества, когда, как ни старайся, что ни чувствуй, стихи не получаются, и место им в темной воде петербургского канала. Можно добавить к тому же, что и служба в конце концов не увлекает ни молодого, ни зрелого героя.
Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Кудряшова.
Спектакль выстроен очень интересно, с неожиданным развитием. Протагонист и антагонист. Дядя Петр Иванович — Александр Новиков и Александр Адуев — Федор Федотов. П. И. сыгран без красок «чиновничьей» характерности, его рассудок не выглядит холодным, это нормальный глубокий ум, его юмор по отношению к племяннику убеждает на все 100%, и сказать, что он лишен чувств, было бы несправедливо. Как говорится, нормальный человек. Обаятельный притом. И «ненормальный» «прекрасный» чистый наивный юный Александр, стремящийся к поэтическому творчеству, всепоглощающей любви, ставящий перед собой высокие цели и т. п. Однако раз за разом возвышенные страсти Александра иссякают, и каждый идеальный роман оказывается почему-то несчастливым.
А. Новиков (Петр Адуев), Ф. Федотов (Александр Адуев).
Фото — Юлия Смелкина.
У Гончарова есть мотив изначального разоблачения героя романтической литературы — в романе чувства Александра искусственные, ложно-пафосные, нежизнеспособные. В спектакле же артист не упрощает этих чувств, и возникает хорошая двойственность — это настоящий драматизм, который со стороны, однако, нельзя воспринять иначе, чем воспринимает их дядя: иронически. Сперва — тирады о клятвах деревенской соседке Соне. Потом, после взрыва музыки и криков «влюблен!!!», сцены свиданий с Наденькой (Диана Милютина) в марионеточной биомеханической манере, со стилизованными позами. (Чужую любовь — Наденьки с графом — воображение Александра рисует как лошадиные скачки, и у него самого в этом кошмаре движения коня, лошадиное фырканье и истошные крики человеческого отчаяния.) Омут страстей с роковой дивой Юлией Тафаевой (Римма Саркисян) выглядит как бульварная мелодрама (высокопарные слова, театральные позы, танго, балаган, ревность, истерики) и заканчивается гротескно — угрозой убийства и его бегством из «рабства». В довершение всего «романтического», уже когда Александр отказался от надежд, никому не верит, ничего не хочет, ему приходится противостоять сомнительным желаниям молодой жены дяди, они обнимаются, сцепляются, долго не могут оторваться друг от друга, но в итоге его решение «не пробуждаться» к жизни берет верх.
Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Кудряшова.
Неординарная жизнь поэта сценически обставлена мрачным городским пейзажем, в котором у края сцены — черная вода канала, в ней тонут неудачные рукописи, а также она притягивает самих несчастных сочинителей (эти мизансцены есть в начале и в конце). Сзади — стена улицы с вывесками заведений, иногда на сцене балаган или вокзал, броуновским движением снуют прохожие. В общем, наш поэт один, один, потерян в каменных джунглях и в равнодушной толпе. Его путь обратно в деревню, изображенную на сцене «растительностью» из перевернутых веников.
Очень долго кажется, что дядя Петр Иванович в его сбалансированной жизни составляет контраст несчастному патетичному племяннику и достоин всяческих благ. Надо повторить: Александр Новиков и не думает о маске сухого чиновника, он играет умного, мягкого, по-своему душевного человека. Когда появляется его молодая жена Лиза, несколько первых сцен с ней обещают счастливое будущее. По контрасту со сценой рокового расставания Александра с Юлией мы видим, как Петр Иванович и Лиза в домашнем «раю» поют в унисон. «Разумное счастье» кажется явным противопоставлением необузданным страстям. Но — нет. Позднее мы видим рутину семейной жизни, Лиза погружена в хозяйственные дела. Раньше она была свободной, нежной, женственной, открытой к самой полной жизни (Лидия Шевченко как бы подчеркивает, что ее героиня глубже и интереснее, чем пассии Александра), теперь «потухла», ей не досталось от мужа страсти. Вот здесь драматический парадокс спектакля. И здесь настоящая психологическая драма Петра Ивановича, которую играет Александр Новиков.
Сцена из спектакля.
Фото — Юлия Кудряшова.
Пожалуй, это взгляд на текст Гончарова через Чехова. В какие-то моменты Петр Иванович вспоминал себя таким, как Александр, так казалось по его реакциям, но он быстро подавлял это в себе. А теперь он готов на любую жертву, но не может испытать те чувства, которые его разум принуждает его испытать. «Рояль заперт, а ключ потерян». И Лиза в свою очередь уже не способна никакую жертву принять, «это поздно».
Так выстраивается двойной драматизм. Почти весь спектакль кажется ведущим к страданию путь свободных страстей (как у Александра), оттеняемый разумом и иронией дяди. А в итоге отсутствие этих самых страстей оборачивается еще более мрачным тупиком. Опять же, по Чехову — «Мы выше любви!.. А я вот, должно быть, ниже любви».
Упоминание Чехова не случайно. Александр Новиков играет в другом спектакле еще одного дядю — И. П. Войницкого с его жизненными итогами. В театре многие контексты имеют значение. В «Обыкновенной истории» можно уловить память постановки Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» (образ города, игровые и печальные любовные сцены), стилистические приемы внутренне музыкальной, эффектной поэтической режиссуры, которые были школой Романа Кочержевского. И то, как поменялись возрастом персонажей Александр Новиков и Федор Федотов: в замечательном спектакле Бориса Павловича «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (по непонятным причинам исчезнувшего из репертуара) Новиков играет сына, молодого, а Федотов — его отца.
А. Новиков (Петр Адуев), Л. Шевченко (Елизавета).
Фото — Юлия Кудряшова.
В театре все возможно. А к тому, что возможно в жизни, создатели спектакля (кстати, почти все — молодые) относятся сегодня с большим сомнением. В конце, когда Александр Адуев вроде бы радуется смерти желаний и свободе от всего и всех, в ответ ему наивно-разумный приятель-слуга Евсей (Александр Крымов) напоминает о соседях, которые ставили перед собой великие цели, но в действительности не могут починить старый забор. Почему? Как говорится, «вопрос философский». К прочтению романа Гончарова в спектакле это имеет прямое отношение, история обыкновенная в том смысле, что она экзистенциальная.