«УТИНАЯ ОХОТА», ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
О работе художника по свету
История построена на флешбэках – это воспоминания, которые возникают в космосе, подсвечиваются. Свет тут отдельный персонаж. Как проходят репетиции для художника по свету?
С одной стороны, автор спектакля – режиссёр, поэтому все решения, в том числе и световые, изначально исходят от него. Но это рождается в процессе выпуска, мы обсуждаем. Бывают какие-то конкретные просьбы. А иногда режиссёр описывает идею. В случае с Ромой Кочержевским – он мне показывает картинки, которые транслируют какой-то образ. И, уже на основании наших разговоров, я придумываю, как это можно сделать. Как-то так, это сложно описать.
Вы участвуете в обсуждениях пьесы?
Я стараюсь быть рядом с командой. И Рома обсуждает со мной не только вопросы света, но и вопросы драматургии. Мы не тронемся с места, если мы будем заниматься раздельно чем-то.
«Утиная охота» – вторая для вас работа с Ромой Кочержевским. В чем особенность этого спектакля по сравнения с «Мёртвыми душами»?
Рома, прежде всего, очень талантливый человек. Остальное – вопрос опыта.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы попробовать себя в роли режиссёра или актёра?
В качестве актёра я пробовал себя в детском театре. В качестве режиссёра. Не знаю. Иногда в процессе работы над спектаклем думаю: был бы я режиссёром – сделал бы иначе. Но это не моя профессия. И на такие вещи решиться – очень смелый поступок, на это надо отважиться.
А в «Утиной охоте» что-то бы поменяли?
На первом прогоне мне казалось, что всё очень долго и затянуто. Но до официальной премьеры Рома очень сильно сократил, поджал. И спектакль стал идти в нормальном темпе. На репетициях я думал: это слишком долго, надо что-то делать! (Смеётся).
Бывает ли, что уже после выпуска спектакля, меняются какие-то световые решения?
Всё зависит от того, какой жизнью живёт сам спектакль. Если в нём что-то меняется, будет странно, если свет будет выполняться по партитуре, которая уже не действительна.
О выборе и о мечте
Утиная охота – это истинная жизнь или небытие?
Это не истинная жизнь. В нашей жизни бывают такие мечты, которых лучше бы не достигать никогда. Потому что иначе смысл жизни теряется. Наверное, это вот такая мечта. Которая должна где-то маячить. Время от времени даваться в руки ненадолго и снова ускользать.
Один из героев пьесы, Кузаков, несколько раз повторяет фразу о том, что жизнь, в сущности, проиграна. Человек сам виноват в этом или это какие-то глобальные вселенские процессы?
Человек сам строит свою жизнь. С одной стороны, мы всё время оказываемся в каких-то обстоятельствах. Но человек в каждый момент времени делает какой-то осознанный выбор. И если он зашёл в тупик – значит, на каком-то этапе он повернул не туда.
Когда ничего уже нет, в жизни остаётся только последнее и самое важное. Для Зилова – утиная охота. А для вас?
В разное время, в разном возрасте – это разные вещи. Сейчас такая абсолютная вещь – это моя семья. Это то, что пополняет смыслом мою жизнь. Когда-то это были другие вещи, идеи, концепции.
Об актуальности
Почему важно, чтобы этот спектакль шёл сейчас?
Эта пьеса во все времена актуальна. Это пьеса о человеке. Она состоит из каких-то универсальных трансформаций личности. Она всегда будет находить отклик. Мы всегда будем узнавать в ком-то из персонажей себя.
Дарья Гриза