Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Герой-злодей

Виктория Аминова,- «Зрительный ряд», 2010, № 18, 16 - 30 ноября

В Театре имени Ленсовета недавно состоялась премьера Дракона» Е.Шварца. На уютной сцене высится мрачная ржавая конструкция с прозрачными трубами, по которым что-то шумно ездит c мигающими огоньками. Охватить глазом эту громаду, а уж тем более понять, что она означает, невозможно. Но сразу же становится ясно: здесь жить нельзя, сооружали этот мир из отходов, из того, что было под рукой, и для того, чтобы здесь жить, нужно приспособиться. Приспособиться спать на каких-то пандусах, на которых и сидеть-то трудно, приспособиться подавать «лапку» по приказу, аплодировать по команде, или умирать, когда придет твоя очередь. Приспособиться жить «под Драконом». Андрей Корионов, взяв пьесу Шварца, не пытается найти в ней остросовременное и актуальное, он ставит спектакль без политической и злободневной окраски, превращая «Дракона» в историю для подростков в жанре «фэнтези». Столь модный в литературе и кинематографе жанр еще практически совсем не освоен театром, по понятным причинам: театру трудно тягаться с кино, и уж тем более с нашим воображением, в создании чудес, зрелищ, аттракционов и спецэффектов. О громаду декораций (художник Ирина Долгова) сперва спотыкаешься взглядом, пытаешься как-то осмыслить, что же ты все-таки видишь перед собой, но потом, оставив тщетные попытки, полагаешься на свои ощущения: не важно из чего все это сделано, и что собой представляет, важно то, что я ощущаю холод и неуютность этого мира, чувствую, как страшно здесь жить, вижу разрушение и деградацию. К сожалению, самая главная сцена - сцена боя, которая в «фэнтези» должна быть масштабной и потрясающей, не удалась. Эффекты с летящими в «лунки» «бильярдными» шарами - головами Дракона не производят впечатления. Так что зрелищная сторона спектакля - его слабое место. Вообще-то жанр спектакля как «фэнтази» определила для себя я сама, посмотрев спектакль, а режиссер, когда ставил его, никак с жанром не определился, поэтому лишними кажутся какие-то внезапные и неоправданные музыкальные пассажи. Впрочем, в «Драконе» «музыкальные паузы» не раздражают.
Сильная же сторона спектакля - атмосфера. Ты погружаешься в этот тягостный и безрадостный мир, в котором все веселятся вынужденно, по приказу Дракона, но и ему самому, затейнику и премьеру, не весело. Он уж чего только не придумает единственно для того, чтобы самому себя ощущать живым, потому что он - единственный живой среди этих зомбированных вечным страхом горожан. Горожане, потерявшие человеческий облик, больше похожи на каких-то скользких, уродливых, отталкивающих рептилий, чем сам Дракон. Они и выглядят так: сероватые лица, наряды цвета ржавчины, вертлявые, извивающиеся, всегда готовые согнуться в поклоне, или распластаться ниц. Они боятся Дракона, но он им не в тягость, наоборот, он вносит оживление в их беспросветное существование, тогда, как Дракон (Сергей Мигицко) своими запуганными подданными тяготится по-настоящему. Из каждого своего появления он устраивает шоу: и танцует, и поет, и меняет парики и наряды. Делает он все это издевательски карикатурно, а горожане аплодируют все громче, не замечая, что каждая выходка становится все дурашливее и глупее. И дело не только в страхе, а в том, хорошее и плохое смешалось для них и в восприятии искусства, и в нравственности. Вот и тоскует Дракон о том, что он сделал с душами своих подданных: потерял в них зрителей, собеседников, ему уже и пугать-то их не интересно, и третировать это сборище зомби скучно. Даже Эльза такая же - готова по первому требованию протянуть «лапку», сладенько улыбнуться, поэтому и она для Дракона мало отличается от «прошлогодней» девушки, и той, которая будет через год. По-настоящему же интересно ему становится, когда появляется Ланцелот. 
Ланцелот (Сергей Перегудов) - герой не из другого, свободного, «бездраконьего» мира, нет, он живет в тех же руинах мира после катастрофы. По неписаным законам, передающимся от поколения поколению, горожане - должны кормить Дракона и отдавать ему лучших девушек, и ни у одного из них это не вызывает вопросов. Дракон должен держать людей в страхе, хотя он уже давно перестал понимать, зачем ему это нужно, и больше удовольствия ему принесло бы общение с собеседниками, а не рабами. А Ланцелот должен спасать всех угнетенных, он должен совершать подвиги. Этот Ланцелот с самого начала усталый и не слишком героический, подвига он не ищет, не жаждет его, он обречен на подвиг. На самом же деле, Дракон и Ланцелот - единственные здесь, кто может считаться равными и интересными собеседниками, они могут быть друзьями, но роли их написаны иначе: герой и чудовище должны сражаться. 
В этом спектакле нет надежды на то, что после гибели Дракона мир изменится. И он не меняется. Только диктатором становится не личность, каким был Дракон, а ничтожество - Бургомистр. В нем есть жадность и коварство, не уступающие драконовым, но нет ни ума, ни талантов, ни образованности. Он подло, тупо и бездарно обустраивается наверху. Александр Сулимов в роли Бургомистра доводит до совершенства уже знакомый по прежним ролям актера образ негодяя и безумца. Сумасшедший старик из спектакля «Король, дама, валет» становится еще более страшным, отталкивающим и в то же время притягательным, как любое уродство. Бургомистр разыгран Сулимовым виртуозно, как по нотам. А с Шарлеманем Евгения Филатова у них сложился чудесный комедийный дуэт, оживляющий в памяти старые ленсоветовские спектакли, когда еще все актеры были «одной крови», слышали, чувствовали и «подхватывали» друг друга на сцене. Филатову нелегко даются драматические сцены - его природа все же комедийная, даже в какой-то мере клоунская, пусть это и белый, грустный клоун. И потому лучшими становятся эпизоды, когда актер существует на грани трагикомедии. 
В сказке, которую ставит Андрей Корионов, счастливого конца не может быть. Идея спектакля простроена четко: на смену тирану-личности - Дракону, приходит тиран-ничтожество - Бургомистр, но за ним в спину уже дышит, и меч примеряет его сынок Генрих - этот будет тиран-дурак, жестокий, бессовестный, беспринципный. Нет такого героя, который мог бы спасти этот мир от тиранов, наступающих на пятки друг другу, и сделать свободным народ, не желающий и не умеющий быть свободным. В финале Корионов предлагает идею актуальную и злободневную: Ланцелот «убирает» плохих правителей - Бургомистра с сынком, и сам становится на их место. И по тому, как меняются его взгляд и поведение, и Эльзе и зрителям понятно, что пришел новый Дракон. Герои и чудовища для достижения цели действуют одинаковым способом: они убивают неугодных им, так что «герой» и «злодей» теперь пишутся через дефис.
Виктория Аминова

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр