Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Гарольд Стрелков

Беседовала Мария Кингисепп, -«PULSE», 2008, март

• В конце февраля известный московский режиссер Гарольд Стрелков, создатель «Стрелковтеатра», возглавил Театр им. Ленсовета. Назначение случилось после премьеры «Испанская баллада», вызвавшей dогромный интерес. С именем амбициозного Стрелкова связывают большие надежды. Похоже, Гарольд Владимирович пришел к нам всерьез и надолго: планов у него громадье. О них и о своей самоидентификации в Петербурге он рассказал Pulse.
- Разрешите поздравить вас с премьерой и со вступлением в должность главного режиссера. Как чувствуете себя на новом месте? Каковы первые впечатления?
- Первые впечатления от Театра им. Ленсовета я получил еще год назад, когда отсматривал основные спектакли, а затем в мае приступил к репетициям «Испанской баллады». Тогда сложилось и отношение к актерам, и ощущение от их работы и их возможностей. А назначению я рад. Для меня всегда один вопрос самый насущный - постоянство. Я не люблю ходить по разным театрам и ставить отдельные спектакли. Такова уж моя несовременная особенность: наперекор стандартной ситуации и современной тенденции, когда режиссеры предпочитают творческую свободу. Быть пришлым постановщиком проще - нервов меньше, никому ничего не должен, пришел, забацал нечто, кайф и деньги получил и ушел. И никаких тебе отрицательных эффектов. Но мои однокашники не работают «разовыми постановщиками» - они мучительно ищут место для постоянной деятельности, а не находя, даже уходят из профессии. Причина проста: подобных очагов осталось очень мало. Из тех, что есть, в Москве это Фоменко. И все! В Питере был Товстоногов, а теперь Додин. И все!
- Почему так происходит?
- Потому что театр - это, прежде всего, стиль. Он создается из того, что присуще только этому конкретному театру, что нельзя объяснить словами, что приходит только с личностью режиссера. Классных, мощных, тонких, эксцентричных - да каких угодно! - спектаклей на свете много. Но вот я прихожу в любимую «Мастерскую П. Фоменко» и понимаю: вот он, настоящий театр! Это определенный способ существования актеров, особый язык, магнетизм, сотканный из воздуха. Фоменко заразил нас именно тоской по этой эфемерной стильности, от которой и режиссер, и артисты, и зрители испытывают колоссальное удовольствие. Такого великого триединства, пикового счастья для любого художника, я и хочу добиться в театре им. Ленсовета - как человек, это испытавший. Вкусив красного яблочка, уже не станешь смотреть даже на гору зеленых.
- Но что же вы обнаружили в реальности? В последнее время актеров Ленсовета частенько поругивали за то, что они, мол, пошли в раздрай и в отсутствие худрука играют кто во что горазд.
- А я обнаружил тут конкретную «зараженность». Я с самого начала почувствовал их неповторимый, благородный настрой - и был очарован. Это поэтический театр-праздник. Я артистам честно и с удовольствием признался, что попал в театр легкого, воздушного актерского психологического существования. В театр не пережиманий, а именно переживаний, тонких вибраций. Актеры здесь играют какими-то верхними нотами. Не грубое «Пам-бам, пум-пум!!!» (темпераментно рычит грубым басом), а «Тинь-дили-ди-инь!» (напевает сладким нежным голоском). А какой здесь ансамбль сыгранный! Все, что я увидел, мне сразу стало близко. Я понял, что моя первая постановка должна соответствовать, и искал образно-метафорично-обобщающе-театральную, эксцентрично-психологическую историю, которая дернет за душу и за нервы и меня, и актеров. Но больше всего меня потряс репетиционный процесс. Я-то думал, что приду, как заводная обезьянка, эдакий столичный фраер, выйду на сцену перед ними, большими опытными мастерами великой петербургской сцены, и начну униженно кривляться, изо всех сил увлекать их и развлекать. Увижу скучающие лица, которым уже давно и ничего не надо, у которых время расписано на месяца вперед: репетиции, съемки, проекты... Я готовился к первой встрече, перебирал свои плюсы и минусы, гадал, чем смогу «взять». А попал в... детский сад! Потому что желание труппы воспринимать было огромное и непосредственное. Народные, заслуженные артисты буквально взлетали на сцену. Все получилось наоборот: это я сидел с важным видом, а вокруг меня бесновалась куча восторженных детей! Я актеров иной раз остановить не мог в их фантазиях, в их бурлеске! И я понял, что они играют в театр и ловят кайф от профессии. Этому нас Фоменко всегда и учил: «Играть до полной гибели всерьез, но именно - играть». А самое важное - понимать этот флёр игры. Надо показывать, что вы умираете на сцене, а не умирать на ней. Я почувствовал восторг, и у меня с театром Ленсовета случилась мгновенная любовь. Да, там сложная труппа, масштабные личности, дисциплина расшатана, но это не главное, потому что все самое важное есть в их душах: безумная тяга и открытость к живому игровому театру, которому меня учили. 
- Тогда отпадает вопрос о том, приходилось ли пробиваться сквозь петербургский снобизм, камерность, скупость на эмоции и общую мрачную серость нашего сырого климата и наших сдержанных характеров...
- Обошлось. Я заявил на собрании труппы: «Дорогие мои! Я - счастливый человек!» Можно быть назначенным главным режиссером, но, как правило, мысли всегда одни: прийти и все переломать под себя. А я ломать ничего не хочу: здесь и так все едино со мной. Поэтому даже никаких сомнений и вопросов о том, что надо уехать надолго из Москвы, у меня нет и не было. Я и забыл, что когда-то жил и работал в Москве...
- Всегда интересно то, что неизвестно. Петербуржцы перебираются в столицу, а вы - наоборот, наш «московский гость». Расскажите, что будете ставить, на что делать акценты, на кого - ставки? И что хотите сказать театру, городу, зрителю, себе?
- Совместно с замечательным петербургским художником и сценографом Эмилем Капелюшем будем делать психологически-пластическую историю, очень сильно задействованную на биомеханике Мейерхольда. За основу я беру «Отелло» Шекспира, а спектакль будет называться «Мавр».
- Это же опять очень серьезно: Фейхтвангер, Шекспир... 
- А я не могу не серьезно! Нет, я очень люблю комедии, но есть простой принцип: артисты выращиваются режиссером и растут самостоятельно только на хороших глубоких ролях, а не в массовках. Они должны что-то преодолеть, прыгнуть вверх, а не в сторону. Мы с актерами создаем вместе некий продукт, делаем нечто, чего еще никогда не было в их арсенале, от чего они становятся лучше и выше. Так что моя задача сейчас - брать не массой, а яркими персонажами. Я собираюсь «ударить» по молодежи, сделать на нее ставку. После «Отелло» в планах «Декамерон» Боккаччо, затем «За миллиард лет до конца света» Стругацких, возможно, рассказы Сергея Довлатова.
- 2 марта - выборы Президента РФ. Насколько, как вам кажется, русский театр сегодня политизирован? Должен ли он быть связан с политикой? Проводите ли вы в своих постановках исторические параллели, ищете ли аналогии, делаете ли намеки, расставляете ли соответствующие акценты?
- Политизированный театр? Да не дай бог! У нас все рождается в ассоциациях. В одном спектакле можно сказать сразу про всех президентов и правителей. Но не одевать же мне буквально Отелло в современный костюм и делать его «человеком, похожим на...»? Есть авторы, которые не нуждаются в фантиках наших конфет. 
- Но любой драматический материал может быть привязан к современным реалиям.
- Я его привязываю к современной душе. У меня есть идея: хочу выпустить триптих. Кстати, впервые вам это говорю! Еще никому не рассказывал! Даже труппа еще не знает. Вот я сделал «Испанскую балладу» о том, как философски разделено добро и зло, как человека возносит сильное чувство. Но кто-то способен подняться наверх, а кто-то - нет. И чем сильнее любовь и светлая ее часть, тем сильнее и шире ее обратная, темная сторона, где вырастает зло. Вторым станет «Отелло» как произведение об этой темной стороне любви, о том, как мавр сам себя распалил из-за козней Яго. Для себя я называю эту ситуацию «Яго попал!» - ему, бедолаге, пришлось в три дня предоставить доказательство виновности Дездемоны. Он немного не рассчитал: не ожидала его тонкая европейская натура бурных страстей, кипящих в темной африканской душе. Это история про звериные инстинкты, просыпающиеся в человеке. А затем в нашей афише появится легкий музыкальный «Декамерон», состоящий из множества светлых историй.
- Вы чувствуете себя свободным?
- Я не могу без свободы!
- Не в смысле «что хочу, то и ворочу», а «имею силы и возможности самовыразиться в любом масштабе»?
- Фоменко очень хорошо говорил: самое страшное - это пережить свободу. Потому что свобода и вседозволенность - разные вещи. 
- И как вы с этим разбираетесь?
- Я пытаюсь быть честным по отношению к своему творчеству и к себе самому. Я же молодой, активный, горячий режиссер, находящийся...
- ...в поиске? 
- В утопиях: сделать потрясающий, лучший театр в городе и вообще во Вселенной. Шучу, конечно, но учтите: планы у меня самые амбициозные. 
- Но это же хорошо!
- Я тоже так думаю. И пусть из ста процентов задуманного получится десять, но если эти великие цели не ставить, то зачем мне было сюда приезжать и становиться главрежем?
- Для кого будет ваш театр? В нашем городе - вы, может быть, не знаете или не обратили внимания - большую часть зрительного зала составляют женщины. Часть из них хочет получить в театре что-то такое, чего им в скучной обыденной жизни недостает. 
- Ориентироваться будем не на зрителей, а на самих себя. У меня нет желания всем угодить и создать некий театральный «Макдоналдс», хотя это удобно: и дешево, и все едят. Но ради фастфуда жить не стоит. Я намерен сделать некий свой «ресторан», куда бы зритель приходил вкушать нашу пищу, с понятными и привычными вкусовыми добавками. «Попасть» во всех невозможно. Безусловно, театр существует для зрителя, но заигрывать с публикой я никогда не буду. У меня за плечами масса постановок, я знаю, как не сбиться в непонятную элитарность и ненужную эксклюзивность, но сделать качественный продукт, понятный любому человеку. А как бы я хотел, чтобы сюда на работу любой актер, костюмер, гример, монтировщик шел каждый день как на праздник, как в самый крутой театр на свете! Чтобы у него внутри все горело и пело: «Я работаю в театре им. Ленсовета - какой кайф!» И я буду искать и воспитывать своего зрителя. Чтобы пришел, посмотрел и понял: «Да, это мой театр! И что ж я, дурак, все время ходил куда-то не туда? Вот куда надо ходить!»

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр