Постмодернизм постановки проявляется и в постоянных выходах персонажей из действия. Горничная Сюзанна (Анна Гольдфельд) жалуется нам, что не дочитала роман Стерна и не знает своей судьбы. А Миссис Уодмен (Ольга Муравицкая) отвечает, что в этом-то и состоит счастье людей – в незнании будущего.
Вот мы и вышли на актуальность: «Ах если бы не знать, если бы не знать!»
Итак, это уже не постмодернизм, а что? – перформативность!
Но перформативность не становится эстетикой спектакля, а только модным приёмом. Весь спектакль представляет собой грамотное сочетание различных эстетических приемов. Тут и зонги, прекрасные в музыкальном отношении, но (в отличие от Брехта) принципиально бессмысленные. Тут и кинопроекции, в которых решается финал спектакля. О финале (скорее эпилоге, чем развязке) следует сказать особо. Если второе действие переносит Стерна в советский быт, то любительская кинохроника финала – уже никак не Стерн. Мы полностью замыкаемся в эпохе 60–70-х. При этом взаимодействие со Стерном остается. Герой кинохроники такой же Тристрам Шенди. И отсюда общая идея спектакля: все мы – несчастные Тристрамы, потому что хотим быть несчастными, потому что так воспринимаем свое появление в этом мире.
При всем разнообразии приемов и несомненных режиссерских достоинствах, структура остается однолинейной. Вся смена обстановки происходит в одной плоскости – гротескно-ироничное обыгрывание текста романа. Принцип, развивающийся в отечественной режиссуре многие десятилетия и возможно, исчерпавший себя.
Актерско-режиссерское мастерство спектакля проявляется в актуальных намеках, но само явление театра, его смысл становится скорее случайным, необязательным.
В наше время любая художественная постановка, любая литературная проблематика будет восприниматься как социальный протест. Разговоры персонажей о прекрасном и вечно недостижимом Париже, просто перечисление его улиц и районов создают трагический контраст с натуралистическим приготовлением на плитке в кастрюле какого-то пойла из помоев. Гротескный прием сочетается с принципом ностальгии.
Однако выход из катастрофы не в использовании актуальных намеков, а в создании эстетически законченных произведений и решении глубоких художественных задач. Подтверждение вечных ценностей реальной мировой культуры станет единственным противовесом хаосу повседневности.
И чем необходимей будет создание и зрительское восприятие ценностей и языка искусства, тем больше шансов спасти культуру.