Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Гамлет – женщина? Режиссёр Юрий Бутусов о театре, Шекспире и неравнодушии

Елена Данилевич,-

Художественный руководитель театра имени Ленсовета предлагает зрителям свою интерпретацию известных пьес.

Знаменитый режиссёр встретил 2018 год должности художественного руководителя.
Знаменитый режиссёр встретил 2018 год должности художественного руководителя. © /Commons.wikimedia.org
 

Событием для Петербурга стала недавняя нашумевшая премьера «Гамлета» в постановке Юрия Бутусова. Резонансный спектакль и в эти дни идёт в Академическом театре им. Ленсовета, заставляя яростно спорить поклонников и противников творчества мастера. Сам знаменитый режиссёр встретил 2018-й в новой должности художественного руководителя. По какому же пути он поведёт свой театр?  


Нежная светлая пьеса?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: – Юрий Николаевич, ваш «Гамлет» во всех отношениях необычен. Нет классических сцен поединка и гибели главного героя, а принца датского играет женщина. С чем это связано?

 

Юрий Бутусов: – Такие случаи в истории театра бывали. Один из самых известных - эту роль играла Сара Бернар. Поэтому нет никакого открытия в том, что Гамлет – женщина. Эта роль – одна из самых важных в мировом репертуаре. Человек, её исполняющий, должен обладать особыми духовными, интеллектуальными и физическими возможностями, позволяющими погрузиться в невероятно трудный и глубокий мир героя. Считаю, что наша актриса Лаура Пицхелаури таким потенциалом обладает.

И ещё. «Гамлет» лично для меня – очень нежная, светлая, чистая пьеса. Такие качества присущи женщинам. К тому же, они знают о жизни гораздо больше, чем мужчины.

– Вы также взяли другой, практически неизвестный перевод трагедии Шекспира. Общепризнанные Пастернак и Лозинский не устраивают?

– Это прекрасные тексты, но к ним уже все привыкли. Я, например, почти наизусть знаю перевод Пастернака, хотя специально никогда не учил. Просто он постоянно звучит везде и всюду. Поневоле стремишься увидеть новый поворот в известном монологе или открыть особый смысл в строке, которую знает весь мир. Эти возможности мне дал перевод, сделанный в 2001 году петербургским искусствоведом и поэтом Андреем Черновым. Там есть и новая лексика, и неожиданные акценты, и точные мысли.

 

Думать и спорить

– Вы уже ставили «Гамлета» – в МХТ им. Чехова в 2005 году. Прошло 12 лет, в чём разница между этими спектаклями?

– Во всём. Сейчас другой город, артисты, мир вокруг. Тот спектакль был неплохим, подобралась прекрасная актёрская команда. Он строился на дружбе, воспоминаниях, в том числе связанных с моим первым периодом работы в Петербурге, именно здесь мы начинали с Костей Хабенским, Мишей Пореченковым, Мишей Трухиным. Но судьба распорядилась по-своему. В 2012-м трагически погибла актриса Марина Голуб, игравшая Гертруду, и я посчитал, что замену делать не надо. Так закончилась история той постановки.

Тем не менее, постоянно не покидало ощущение, что надо вернуться, ещё раз встретиться с «Гамлетом». Ведь такие работы обогащают жизнь, делают её интереснее. Как видите, встреча состоялась.

Юрий Бутусов:

Юрий Бутусов: "У меня нет предубеждения ни к одному артисту". Фото: Commons.wikimedia.org/ Dmitriy Dubinskiy

– Сегодня вы не просто главный режиссёр, а художественный руководитель театра. Что изменится для вас и коллектива с этим назначением?

– Повышается моя ответственность за театр, художественную линию, актёров, которые в нём работают. Хочу, чтобы многое изменилось, а это непросто. Ведь в предыдущие годы театр Ленсовета, что совсем неплохо, двигался преимущественно в сторону бульварного, направленного на развлечения. Его лицо стало общим, как у многих других.

Не хочу ни в кого бросать камни, но я этого не принимаю. Мои интересы находятся в другой области, хотя «нескучность» для меня – тоже одно из главных качеств. На сцене должны как радоваться и смеяться, так страдать и плакать. Скучные спектакли не люблю ни смотреть, ни ставить. В то же время пытаюсь заложить мысли и чувства, которые требуют от зрителей определённой работы, а от театра – индивидуальности. Хотел бы, чтобы Ленсовета стал особенным, современным, вызывающим полемику. И занял позицию не предприятия, обслуживающего население, а места, куда люди приходят думать, переживать, спорить.

– В коллективе около семидесяти человек. Все ли готовы следовать намеченному курсу?

– То, что я пытаюсь делать, связано с традициями и самого театра, и лучших спектаклей Игоря Петровича Владимирова (режиссёр, артист, педагог, около 40 лет руководил театром им. Ленсовета. – прим. ред.), в которых сочетались острота мысли, формы и демократичность. Недаром в какой-то период театр назывался Открытым. Конечно, упрощать ситуацию тоже не стоит. Потому что когда в семью приходит новый «отец», его путь к детям не может быть бесконфликтным. Порой даже легче строить на новом месте, а перемены в сформировавшейся среде всегда сложны.

Но у меня нет предубеждения ни к одному артисту. За последние семь лет я попросил уйти всего нескольких актёров, да и то являющихся моими учениками. В целом стараюсь думать обо всех, хотя в труппе 67 человек, а это сложно – дать работу такому числу людей. Сегодня у нас хорошая атмосфера, мы много и активно трудимся. В год выпускается до 6 премьер! Существенно обновился репертуар, что говорит само за себя.

Нужен лидер!

– Творческая личность – очень хрупкая. Как вы будете сочетать демократию и единоначалие, которое исповедуете?

– Коллектив должен возглавлять художественный лидер, во всяком случае я на это претендую. Конечно, существуют другие формы управления, но во главе театра им. Ленсовета всегда стояли творческие личности. И моё желание стать художественным руководителем продиктовано именно цельностью, единой позицией. Конечно, есть люди, с которыми я советуюсь, да и вообще легко поддаюсь влиянию (улыбается), но всегда делаю так, как считаю нужным.

 

– Вы больше 20 лет работаете в театральной системе Петербурга и не раз говорили о провинциальности, отсутствии конкуренции. Проблема осталась?

 

– Мне кажется, что драматическим театрам у нас оказывается недостаточно внимания. В городском подчинении их всего-то восемь, и у власти они явно на вторых ролях. В таких условиях теряется азарт, в хорошем смысле амбициозность, желание сделать что-то лучше, интереснее. Хотя театр – уникальное пространство, где происходит живое общение между людьми. Такой обмен энергией, чувствами не может заменить ни филармония, ни музей или библиотека, при всём уважении к коллегам. И в советское время, когда люди хотели услышать свежее, правдивое слово, они стремились именно в театр. Для нашей страны сцена, подмостки – это как школа, больница, куда приходили и исцелиться, и получить духовную пищу.

Кроме того, у Петербурга своя специфика. У нас ужасный климат, что накладывает отпечаток на характер жителей. А какие длинные, холодные, тёмные вечера… Лучшее, что может их скрасить – поход в театр. И театры в нашем городе хороши, но могут быть ещё лучше, острее, проникновеннее. Когда вижу, что идёт движение не в сторону пустого развлечения, а попытки поставить важные вопросы – всегда радуюсь. Глубокое заблуждение, что зрителю нужна только «балалайка». Нет, он ждёт серьёзного разговора, и как только появляется предложение, немедленно возникнет спрос.

 

 
Театр – уникальное пространство, где происходит живое общение между людьми. Такой обмен энергией, чувствами не может заменить ни филармония, ни музей или библиотека.
 

 

– Вы также не раз утверждали, что делаете ставку на молодёжь. Как в труппе, так и в зрительном зале. Но раньше в ваших спектаклях вместе играли Пореченков, Хабенский и Трухин. А чем привлечёте сейчас?

– У нас в театре немало известных актёров, собралась и прекрасная молодёжь, полная оптимизма, свободы, веры. Это талантливые люди, и мы будем растить из них звёзд. И хотя актёрский состав очень важен, главное – настроить зрителя на диалог. Создать настоящие спектакли, где есть страсть, боль и сострадание. Они, может быть, не упростят вашу жизнь, но не оставят равнодушными.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр