Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Галина СУББОТИНА

Вера Николаева, - «Театральный Петербург», 2005, № 4, 16 – 28 февраля

Тридцать лет назад Галина Николаевна Субботина стала ленинградкой. 13 февраля у актрисы Театра имени Ленсовета - юбилей. За годы работы на сцене сыграно множество замечательных ролей в пьесах Островского, Вампилова, Галина, Бергмана, Гольдони, Шницлера, Моэма. Сегодня актриса блистает в спектаклях «Самодуры», «Владимирская площадь», «Фокусник из Люблина», «Сирена и Виктория». Юбилейные дни - прекрасный повод для обстоятельной беседы.
Кор. Как Вы появились в Ленинграде?
- У моей семьи петербургские корни. Прадед был богатым человеком, имел магазины, золотишко, и в 1918 году попал под красный террор. Прабабушка, спасая детей и себя, уехала подальше, в Рыбинск, где у них был дом. Там я и родилась, успела застать в живых прабабушку. Но через полтора года семья перебралась в Самару, моё детство и школьные годы прошли в этом замечательном волжском городе. 
Кор. Когда же созрело решение идти в артистки?
- Я была скромной, даже стеснительной девочкой. И никогда о сценической карьере не думала. Я пела в хоре, занималась музыкой, окончила музыкальную школу по классу баяна.
- Необычный инструмент для девочки...
Кор. У семьи на фортепиано средств не было. Мама предлагала мне скрипку, но я у подружки услышала, как звучит баян, он мне напомнил орган по красоте и дыханию, и я выбрала его. А ещё я любила танцевать, хорошо читала стихи. Однажды мне учительница посоветовала пойти на конкурс чтецов. И я дошла до финала, который был на местной студии телевидения, транслировался на всю Самару. И мне вручили «Приз зрительских симпатий». Одна из артисток местного драматического театра позвонила и сказала, что тебе, девочка, нужно обязательно поступать в театральный, но только не здесь, а в Москве или Ленинграде. Пока я доучивалась в школе, успела поиграть в телевизионном театре-студии «Товарищ», стала местной достопримечательностью. Попробовала себя и в художественной самодеятельности, первой ролью стала Зербинетта из «Плутней Скапена» Мольера. Короче говоря, к окончанию школы за мной прочно закрепилось прозвище «артистка». 
Кор. С таким «профессиональным» багажом поступили сразу?
- А вот и нет. Первый год поступала в Москве, срезалась на третьем туре, вернулась в Самару, год отработала чертёжницей-конструктором. Снова приехала в Москву, в ГИТИС, могла оказаться на курсе Андрея Гончарова. Курировали меня Костолевский, Фатюшин. Но - не судьба. Опять провалилась, и в Щепкинском - тоже. И вот тогда только ринулась в Ленинград, где туры были в тот год позже, и уже без всяких проблем, как опытная абитуриентка, поступила на курс Игоря Петровича Владимирова. Было это в 1974 году. 
Кор. Вы знали, кто такой Владимиров, что такое Театр имени Ленсовета?
- Я в Ленинграде никогда до того времени не была. Владимирова знала, как актёра кино, что-то слышала о блестящей ленинградской актрисе Алисе Фрейндлих. Кто такой Боярский, никто толком не знал. Ведь на экранах не было ещё в то время ни «Мушкетёров», ни «Служебного романа». 
Кор. Как я помню, на курсе Вы были одной из самых заметных студенток, и звали Вас тогда Галина Горшкова?
- Да, я себя ярко проявила и получила после окончания приглашение в труппу Театра Ленсовета. Со мной вместе остались тогда в театре Евгений Баранов, Евгений Филатов, Андрей Данилов (безвременно умерший совсем молодым на гастролях в Польше), Татьяна Голодович (ныне - знаменитый руководитель детского театра-студии «Фортэ»). Но в то время я успела сыграть очень мало, потому что вышла замуж и сразу забеременела. Помню, роль школьницы в спектакле «Свободная тема» выпускала почти на сносях, - как ни странно, Владимиров этого не заметил. И страшно рассердился, обиделся, что не предупредила его о своём «интересном положении». Когда вышла из декретного отпуска, мне объявили, чтоя в Театре имени Ленсовета больше не работаю, а работаю в Молодёжном театре на Фонтанке. 
Кор. Это как же так?
- Была такая страничка в истории Театра Ленсовета, когда Молодёжный театр на Малой сцене, открытый в 1974 под первый актёрский выпуск Владимирова, расформировали и штат передали вновь организованному Молодёжному театру под руководством Владимира Малыщицкого. Теоретически вся труппа ленсоветовского Молодёжного театра - Луппиан, Мигицко, Матвеев, Леваков, Мельникова и прочие - должны были уйти туда. Но Игорь Петрович, конечно же, никому их не отдал и перевёл в основную труппу. Так вот, пока я рожала и кормила, меня перевели в труппу нового Молодёжного театра. «Без меня меня женили», как говорится. Разумеется, я формально могла «качать права», юридически всё это было весьма сомнительно, но я подумала - что толку, если я насильственным путём останусь у Владимирова? Ясно, что ничего играть не буду, а буду в «ссылке». И я пошла работать по новому адресу, оказавшись единственной актрисой, доставшейся Малышицкому «в нагрузку» от ленсоветовцев. 
Кор. Расстроились очень?
- Не успела. Потому что снова собралась рожать. К тому же от Владимирова через некоторое время позвонили, - сказали, чтобы возвращалась да ещё уговорила перейти Нину Усатову. Но я снова родила, и время ушло. В результате в Молодёжном театре я отслужила 12 лет. 
Кор. Самые любимые спектакли того периода?
- «Звучала музыка в саду», «Утиная охота», где я играла Веру. Но, честно говоря, ни Малышицкий, ни Ефим Михайлович Падве меня в центре своих замыслов никогда не видели. Я тосковала по Театру Ленсовета, по его праздничной атмосфере, по прекрасным артистам. 
Кор. Получается, что никакой удовлетворённости, чувства, что занимаешься своим делом, в Молодёжном театре не было?
- Я смотрела на работы коллег, очень часто понимала, - вот она, моя роль, я знаю, как это надо играть, я смогла бы! Но играли другие. Я была всё время в режиме ожидания. И дождалась в результате своего режиссёра - Татьяну Казакову, которой очень благодарна. Она первая разглядела во мне талант. В «Смиренном кладбище» Каледина я сыграла острую, сильную, глубокую роль алкоголички. Начали мы репетировать «Супружескую жизнь» Бергмана, партнёром моим был Андрей Ургант. Работа шла к премьере, но у меня возникли проблемы со здоровьем. Пока я их решала, Татьяна Сергеевна перешла в Театр имени Ленинского Комсомола, ныне «Балтийский дом». И наша совместная работа над Бергманом возобновилась уже там. Андрей Ургант из спектакля ушёл, начались пробы с другими партнёрами, спектакль так и не вышел. Казакова же пришла работать к Владимирову. И предложила ему вернуть меня в родные стены. Владимиров обрадовался и встретил меня словами: «Где же ты столько лет пропадала?»
Кор. У вас есть ощущение, что 12 лет вне Театра имени Ленсовета - в каком-то смысле пропавшие годы?
- Конечно! По большому счёту для актёрской карьеры - потерянное время. Судьба так устроила, что это время было потрачено на рождение детей, борьбу с болячками и встречу с Валерием Кухарешиным, который стал моим вторым мужем. Когда начинался наш роман, мы оба были не свободны, и много сил было потрачено на освобождение от предыдущих уз. Первый муж у меня был человек деловой, богатый и своеобразный, мастер спорта по спортивной гимнастике, работал в цирке, успел побывать валютчиком и фарцовщиком. Когда он приходил в театр и просил позвать меня, а ему отвечали, что жена на сцене, он возмущался: «Муж требует жену, а она на сцене! Срочно давайте её сюда!» Властный был человек, поэтому расходились мы тяжело. 
Кор. Сколько было детям, когда Вы соединили жизнь с Кухарешиным?
- Маше было 4, Володе - 5. Валеру они сразу стали звать папой, и воспринимают его, как родного отца. Он оказался чудесным, заботливым, терпеливым родителем. 
Кор. Как Вы с мужем решаете проблему «двух медведей в одной берлоге»? Профессиональная ревность, споры, ссоры бывают?
- Никогда. Мы умеем радоваться успехам друг друга. Обсуждаем роли вместе, советуемся. 
Практически всегда получается, что я его критикую, а он меня хвалит. Он вообще ко мне, как актрисе, относится серьёзно, считает, что я во многом не раскрыта, могу гораздо больше. А на мои замечания он никогда не обижается, даже на самые острые. Считает, что они ему полезны. Требует с жены профессиональную правду. 
Кор. После возвращения в ленсоветовскую труппу у Вас определилась чёткая, как это принято называть, актёрская тема. Главная изменница всех времён и народов Клитемнестра в «Электре», фривольная вертихвостка Феличе в «Самодурах», свободная в проявлениях своих чувств Актриса в «Карусели по г-ну Фрейду», разбитная разлучница Евгения в «На бойком месте», аморальная Зевтл в «Фокуснике из Люблина», содержательница публичного дома Бубнова во «Владимирской площади», - все они обманщицы и греховодницы. Не хочется ли свернуть куда-нибудь в сторону с этой проторенной дорожки?
- Да уж, подмоченная у меня репутация! Наверное, мне дают такие роли, потому что однажды, смею надеяться, у меня такая дамочка хорошо получилась. Но ведь эти женщины не просто развратные грешницы, - они очень сильные, страстные натуры, способные изменить ситуацию, перевернуть сюжет, создать новую реальность. И все - разные, у каждой свои причины и резоны для таких характеров. Были у меня и другие героини - в спектакле Клима «Близится век золотой» по Моэму и в «Трудных людях». 
Кор. Вы же не играли в спектакле Казаковой «Трудные люди»...
- Спектакль репетировался в Театре имени Ленсовета, мы показали комнатный прогон. Потом Татьяна Сергеевна перешла в Театр Комедии, и там уже из первоначального проекта оказались только Семён Стругачёв и Евгений Баранов. Я сегодня тоскую по таким ролям, - спокойным, мягким в проявлениях чувств героиням. Хотя, видимо, сильная натура всё равно будет проступать. Хотела бы сыграть объёмный характер, - Вассу Железнову, например. Или что-то тёмное, мрачное, страстное, шекспировское. 
Кор. В какие режиссёрские руки Вы мечтали бы попасть?
- С удовольствием встретилась бы снова с Татьяной Казаковой и Климом. С Юрием Бутусовым было бы интересно, конечно. Хотя, судя по его спектаклям, женские образы ему не слишком удаются. Режиссёрские задачи он решает через мужчин. Когда Геннадий Тростянецкий ставил у нас спектакль «Если проживу лето...» по книге Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» о войне в Афганистане, он меня приглашал участвовать. Но тогда мой сын Володя был как раз призывного возраста, и я побоялась накликать, накаркать участием в этом спектакле беду на него. Тростянецкий, по-моему, обиделся на меня за отказ. Во всяком случае, в «Мнимого больного» Мольера потом не взял, хотя мне там вполне нашлось бы местечко. В руках Григория Дитятковского хотелось бы побывать. Вообще хотелось бы чего-то совершенно неожиданного, нового, чего никогда не делала. Ошибаться и искать. Даже с риском провалиться. Попробовать сыграть главную роль, чтобы держать спектакль. Хотелось бы наконец-то понадобиться Владиславу Пази для крупной работы. 
Кор. У Вас с Валерием Кухарешиным четверо детей на двоих. Кто-нибудь из них решился пойти в артисты?
- Валерин сын Кондрат проучился год в нашей Академии театральной на курсе Сергея Паршина, но не сложилось. Дочь Лиза работает главным администратором в московском театре им.Маяковского, образование экономическое получила в ГИТИСе. Моя дочь Маша оказалась склонной к художественному образованию, прекрасно рисует, училась на художника-модельера, но рано вышла замуж за канадского шведа, уехала в Канаду, там родила, а теперь, когда сын подрос, станет учиться на художника там. Мой сын Володя - весь в компьютерах, программах, сайтах, файлах и прочем. Я смотрю на канадского внука Никиту - и вижу в нём артиста. Поживём - увидим.
Беседу вела Вера Николаева

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр