Премьера спектакля «Фокусник из Люблина» (режиссер Александр Нордштрем) далась актеру Театра имени Ленсовета Семену Стругачеву дорого. Впрочем, так же дорого дается и каждый последующий спектакль. И не только потому, что его герой на глазах у зрителя постоянно. Сама судьба, характер Яши Мазура, переживание и проживание их на сцене - адская внутренняя работа, которую согласно режиссерским решениям приходится подкреплять и недюжинными физическими усилиями... Жил-был в польском городе Люблине маг и фокусник Яша Мазур. Любимчик женщин и весельчак, везунчик по жизни - однажды он подался в столицу на заработки. Нельзя назвать его человеком легкомысленным, но и слишком серьезным сорокалетнего «юношу» считать было невозможно. Случайному философствованию, мечтаниям о крыльях, «которые бы раскрывались и складывались, главное, чтобы материя была плотная», искренним обещаниям благополучия каждой возлюбленной, легким победам и громкой славе должен был настать конец. Жизнь полосата у каждого, но коли человек грешен, за слишком широкой полосой удач последует такая же широкая полоса провалов. У Яши Мазура такая полоса человеческого нравственного мучения началась в Варшаве. С чего начинается невезуха? Стругачев - Мазур ищет отправную точку, мечется среди любящих его женщин, страдает от безденежья и своеобразной порядочности, рвется на ступеньку выше в социальной иерархии, опять и опять предает, сам не замечая предательства.... А ведь он на верном пути: вопросы добра и зла, божественного начала, жизни и смерти волновали его и раньше. Просто ответов они не требовали. Но когда душевные муки накатывают на новом жизненном этапе и уже требуют объяснений, он по привычке легкой жизни пытается поначалу все списать на усталость. Удивляясь тому, что вопрос существования Бога его волнует, Яша кривит душой. Подспудно он знает, что найти Бога можно только обретя самого себя. Решившись на кражу, Мазур - Стругачев судорожно ищет то сейф, то отмычку, суетится, словно понимает, что в этом несгораемом шкафу и скрыты все решения... Ответ приходит сам собой: «Лучше убивать себя, чем других», и не обязательно физически. И еще: «Я должен остаться евреем». Нельзя рвать жизненные связи, нельзя предавать, нельзя лгать себе и другим... Это все в игре Стругачева, который, словно его герой-фокусник, внезапно раздвинул рамки привычного комического амплуа и сыграл так, что и другим не грех позавидовать. Сыграл так, как будто в первый раз на сцене. Сыграл так, как играл всегда. Просто этого никто не замечал.
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
|